Такое же правило применимо к
взаимоотношениям родителей и детей в человеческом обществе: сын ничего не может
творить, не видя отца творящего. В народе говорят: «Дети – это наше зеркало» и
«Какие берёзки – такие отростки». Дети имеют физиологические, психологические и
духовные особенности, унаследованные от родителей. Очень многое приобретается ими
ещё до рождения, но многое – после рождения. Ученые говорят, что девяносто
процентов информации, а значит и жизненной ориентации в будущем человек
получает до шестнадцати лет. Слово Божие подтверждает этот вывод. В Библии
сказано: «Наставь юношу при начале пути
его: он не уклонится от него, когда и состареет».
Кто-то может опровергнуть
изречение: «какие берёзки – такие отростки», приведя следующие примеры из
Библии... Иудейский царь Авия «делал нечестивое», а его сын Аса «делал угодное пред очами Господа».
Царь Охозия «делал неугодное», а его
сын Иоас «делал угодное в очах
Господних». Но в царских домах дети могли не видеть отца творящего, потому
что их воспитанием занимались попечители, домоправители, кормилицы и дети царей своим поведением походили не на биологических
родителей, а на своих воспитателей.
Научить чему-то можно тогда,
когда сам это умеешь. Христос говорит: «Если
слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Главное правило педагогики:
«Делай как я!». Воспитание на личном примере! Вразумительные слова учителя,
направленные на курящего ученика не возымеют никакого действия, если во рту у
самого учителя дымится сигарета. В одной школе учителю по физкультуре ребята
дали кличку «Шифанер», потому что он был толстый и неуклюжий. Чтобы научить
детей кувырку вперед через голову, он брал соломинку и сгибая её, показывал как
надо делать этот кувырок.
«Делай как я» -- это правило
действует и в духовной жизни... Христос, наученный Отцем, три с половиной года показывал
Своим ученикам на личном примере образец святой жизни и говорил: «Идите за Мной», «Если Я .. умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу», «Да любите друг друга как Я возлюбил вас»,
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете
в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».
Христос не показывал на соломинке, но учил личным примером. Он говорит
ученикам: «Возьми крест свой и следуй за
Мной» и Сам понес такой крест, который ни одному из нас не под силу. Все
Его Апостолы впоследствии явили в своей жизни пример твердости, крепкой веры и
святости. Апостол Павел призывает и нас:
«Подражайте мне, как я Христу». Можем
ли мы сегодня сказать нашим детям: «Подражайте мне, как я Христу»? или:
«Подражайте мне, как я Апостолу Павлу»?
Любое отступление родителей от
заповедей Бога не пройдет бесследно для их детей. Знаю одну христианскую семью,
где было восемь детей. Во время отроческого возраста троих старших детей этой
семьи, у их родителей были проблемы во взаимоотношениях с Господом. Двое из
этих детей, находясь почти в
шестидесятилетнем возрасте, ещё не примирились с Богом. «Сын не может творить, если не увидит отца творящего». На основании этих слов
родители будут судимы Богом за детей: если дети видели в родителях благочестивую жизнь – награда, если нет --
наказание. Так был
наказан первосвященник Израиля Илий за то, что «не обуздывал» сыновей. Бог
сказал Илию: «Ты предпочитаешь Мне,
сыновей своих». Похоже, что Илий любил сыновей больше Бога. Погибли сыновья и умер Илий.
Все верующие родители хотят,
чтобы их дети не погибли. Как удержать наследие от тлетворного влияния этого
мира? Как привести их к Богу? Скажу один важный секрет: родители должны иметь
сами реальный страх Божий, вести сами богобоязненную жизнь! Каким
вы хотите видеть вашего ребенка – такими будьте вы сами! Сын ничего не
может творить, не видя отца творящего. Если, например, вы учите дитя отдавать «кесарю кесарево», а сами приносите с
работы гайки, болты, доски или идете на общественное поле за кукурузой, в сад
за яблоками, то ваши дети не будут выполнять заповедь Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Если вы учите детей не лгать, а сами говорите ребенку, когда звонит ваш
домашний телефон: «Если это тётя Валя (дядя Ваня), то скажи, что меня нет дома»
или лжете в информации для велфера, то поверьте – он будет лгать прежде всего вам, затем ближним и
Богу...
Однажды на богослужении в Доме
Молитвы позади меня сидели двое юношей. Было только начало собрания. Говорил
проповедник, но юноши не обращали на него внимания и разговаривали между собой.
Мне подумалось: почему они так делают? И тут мои глаза остановились на двух
сестрах, сидевших впереди меня. Они также не обращали внимания на проповедника
и разговаривали. Это были... мамочки тех ребят, которые сидели сзади...
Воспитанник не может творить, не видя
воспитателя творящего... Поэтому воспитатели всех уровней, включая и духовных,
не должны быть «шифанерами»!
Наша любовь к детям будет самой
большой не тогда, когда мы покупаем им игрушки, да и с каждым годом все дороже,
не когда приобретаем им дома и автомашины, не когда оплачиваем их учебу в
университете, а когда мы имеем истиное благочестие, когда мы на деле показываем
детям, что все земное – это тщета, прах и что мы всей душой стремимся в Небо.
Анатолий Лисовский
Комментариев нет:
Отправить комментарий