Любовь не превозносится, не гордится



                                      
Мф. 23:8: «Все же вы братья»;
Ин.15:17: «Да любите друг друга».
  
  

    
Одной из  причин создания Христом Церкви во время Римской империи могло быть то, что в огромной империи, раскинувшейся на территории многих завоеванных стран, находящихся в Европе, Азии и Африке, было проще распространять Евангелие не только евреям, но и многим языческим народам, потому что в единой империи не надо было преодолевать бюрократические преграды  при оформлении необходимых документов, разрешающих въезд на территорию других стран. В Римской империи Благая весть о Спасителе распространилась очень быстро. За один только день Пятидесятницы, кроме жителей  Иерусалима, Евангелие услышали пришедшие на праздник Парфяне, Мидяне, Еламиты, жители Месопатамии, Иудеи, Каппадокии, Понта, Асии, Фригии, пришедшие из Рима, Критяне и Аравитяне (ДА,2:9,10). Конечно, в истории мира были и другие империи, но они или занимали небольшую территорию, или существовали не длительное время, или возникали уже в средние века и в века новой истории.

     Но, как думаю, главная причина создания Церкви была в другом...
           
     Для любой мировой империи и особенно – для Восточной Римской  империи, о которой мы сейчас говорим, характерно глубокое социально-экономическое расслоение общества. Социально- экономическое положение человека – это положение, которое занимает человек в окружающем его обществе. Это положение различается по полу (мужчины, женщины), по рассовой и национальной принадлежностям, по укладу жизни (городское или сельское население), по разделению труда (умственный или физический труд), по политической деятельности (деятельность по сохранению или по изменению государственного строя), по наличию движимого и не движимого имущества  и т. д.

     В Римской империи  по социальному положению, кроме разделения на мужчин и женщин, кроме разделения на множество национальностей, было разделение на патриций -- высший класс римских граждан, плебеев – немного ниже по положению, иностранцев, вольноотпущенников;  по имущественному положению были сенаторский класс, рыцари, ещё три класса с матариальным достатком ниже чем у перечисленных и, наконец, рабы, которые занимали самое низкое положение и не имели никакого  имущества в собственности. Рабов в Римской империи было  очень много...

     И вот на Землю приходит Христос. Он принес учение, которое было совершенно несовместимое с понятиями о взаимоотношениях людей из разных социально-экономических групп. Это учение приняли уверовавшие в Него люди из разных сословий. Многие римляне того времени не могли понять, почему интеллигентные, образованные и богатые люди идут в места, где собираются необразованные, бедные и грязные рыбаки, а также те, которые вообще не считаются за людей – рабы?

     Действительно, как говорит Слово Божие, кроме рабов,  кроме бедных людей, кроме ремесленников и бизнесменов,  в Иисуса Христа веровали многие люди из высших социально-экономических слоев. Слово Божие говорит, что верующими были:
-- «Никодим (один) из начальников Иудейских» (Ин.3:1);  
--  царедворец из Капернаума (Ин.4:46);
--  «Манаил совоспитанник Ирода четверовластника» (ДА.13:1). «Совоспитанник» -- «молочный брат», принятый по каким-то причинам в семью Ирода;
--  «вельможа Кандакии, царицы Ефиопской» (ДА.8:27);
--  сотник Италийского полка (ДА.10:1);
--  многие «из Еллинских почетных женщин и из мужчин» (ДА.17:12);
--  Ареопагит Дионисий (ДА.17:34). Ареопаг – орган власти в Афинах – столице Греции. Он обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью;
--  начальник синагоги (ДА.18:8);
--  «некоторые из Ассийских начальников» (ДА.19:31);
--  «святые из кесарева дома» (Фил.4:22) – верующие из дома Нерона;
--  «Ераст, городской казнохранитель» (Рим.4:22);
--  «Клавдия» (2Тим.4:21). Историки утверждают, что Клавдия – это  дочь британского короля, которая было замужем за Римским сенатором.

     Итак, как видим, уже в 1 веке Церковь состояла из представителей всех слоев общества. Не только рабы, пастухи, рыбаки и другие простые люди, но и царедворцы, судьи, врачи, финансисты и главы правительств становились христианами.

     У нас нет достоверных сведений, ярко, художественно описывающих взаимоотнощения христиан первого века из разных слоев общества на улицах, на работе, в семье, но из Слова Божьего мы знаем, что в Доме молитвы «все они были единодушно вместе» (ДА.2:1). Там не было, если можно так сказать, души сенатора, не было души крупного землевладельца, души рыбака или раба – у всех их была Душа Христа -- Дух Христов! Где Дух Христов, там нет уже «ни раба, ни свободного» (Гал.3:28), но все «одно во Христе Иисусе» (3:28). Христос сказал Своим ученикам: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так» (Мф.20:25,26), «все же вы – братья» (Мф.23:8).

     Давайте представим, как было в поместных церквах 1-го века... Служанка, пришедшая в Дом молитвы, садилась рядом со знатной женщиной. Дочь британского короля, жена римского сенатора, садясь рядом, приветствует святым целованием  рабыню, которая у своего хозяина ухаживает за скотным двором.  Если нет любви, то этого не сделаешь!... Царедворец и рыбак, вельможа и конюх, проконсул и ремесленник сидели вместе в Доме молитвы!

     Слово Божие говорило им: «Когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование – всё сие да будет к назиданию (ДА.14:26), «увещавайте друг друга и назидайте один другого» (1Фес.5:11), «научайте и вразумляйте друг друга» (Кол.3:16). Выполняя это повеление, за кафедру выходил городской казнохранитель и назидал церковь, затем выходил раб и тоже увещевал церковь. Они вместе пели духовные песни, делились духовными переживаниями, учились друг у друга как преодолевать искушения; ободряли друг друга, переживали друг за друга, помогали друг другу, молились друг о друге. Они любили друг друга!  Они не замечали ни плохого запаха от сидящего рядом, ни бедной, может быть старомодной одежды, ни их неграмотности – они видели друг в друге братьев и сестер во Христе!

     Когда начались гонения на Церковь, то Она ушла в в подполье – в катакомбы. И там, в холодных, темных и сырых, неуютных пещерах продолжали собираться вместе любимые друг другом люди, возлюбленные Господом из разных социальных сословий.
           
     Так вот почему нужно было Христу создать Свою Церковь во времена Римской империи: чтобы научить людей разных национальностей, разных по положению в обществе, разных по материальному достатку любить друг друга и дать хороший пример для всех последующих поколений христиан...

     Такими были христиане первого века!... В наши дни грех гордости, высокомерия успешно проникает из мира в церкви. Высокомерный человек презрительно относится к другим, считая их ниже положением. Уверенность в своем превосходстве, пренебрежительное отношение к окружающим не могут сосуществовать с любовью, потому что высокомерные люди самолюбивы. В среде, где наличествует этот грех нет братского равноправия.

     Как сегодня проявляется высокомерие в церквах?... В некоторых церквах проявление этого греха можно увидеть сразу как только войдешь в холл: в холле висят не коллективные фотографии данной церкви, а фотографии «особых» братьев: пресвитеров, диаконов, членов церковного совета. Эти фотографии строго ранжированы по степени значимости каждой должности.

     Зайдя в зал для богослужений, вспоминаются слова Христа о книжниках и фарисеях, которые любили председания в синагогах, потому что во многих церквах сегодня есть эти «книжники» и «фарисеи», председательствующие перед церковью – где-то рядом с кафедрой.  Думается, что уверовавшая Клавдия – жена римского сенатора, приходя в Дом молитвы, не садилась на какое-нибудь почетное место перед  всей церковью. Граф  Чертков, княгиня Ливен, лорд Редсток -- верующие  19-го века, также не желали быть председателями в собраниях. Скорее всего это желание впервые возникло у низшего сословия из невозрожденных или плотских людей.

     В Уставах  многих церквей записано, что принятие в члены церкви и отлучение из церкви, является прерогативой (т.е. – абсолютным, неотъемлемым правом) братских или церковных советов.  Такого никогда не было в евангельских церквах: принимали новых членов церкви всегда только на членском собрании.  При принятии в церковь, как и при испытании на крещение, выясняется главное – рожден ли человек свыше, потому что согласно Слову Божьему и второму принципу евангельской веры, членом поместной церкви может быть только возрожденный свыше человек. Сегодня же, взяв у членского собрания эту функцию, «высшие братья» из церковных советов тем самым говорят, что «серая масса» рядовых членов церкви, не способна определить: рожден ли свыше человек, желающий стать членом поместной церкви. Также и когда церковный совет, а не членское собрание отлучает человека, то этим также «высшие братья» говорят, что у рядовых членов церкви нет мудрости исследовать вопрос об отлучении и вынести правильное решение. В этом проявляется возвышение одних над другими.

     Такого в первом веке не было. Слово Божие говорит: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой» (Отк.2:5).

     Евангельский принцип равноправия всех членов поместной церкви нарушается и при наложении церковных взысканий. Так в Уставе одной церкви евангельских христиан можно  прочитать, что пресвитер не может быть отстранен от служения решением общего собрания поместной церкви. «Пастор, -- говорится далее, -- временно отстраняется от служения Епископом, опекающим территорию». Слово «Епископ» написано с большой буквы, как слово «Бог».  Это в православии и в католицизме настоятель прихода  не избирается прихожанами прихода, а назначается вышестоящим архиреем. Согласно евангельскому вероучению, пресвитеры и другие старшие братья избираются поместной церковью.
          
     Кто-то, читая эти строки, может сказать: «Брат, ты выносишь «сор из избы» -- ведь газету могут прочитать и не члены церкви. Не следовало бы говорить об этом». Дорогие мои, братья и сестры! Именно с тех пор, как мы перестали выносить «сор из избы», тогда у нас в «избах» и стало грязно и сорно. Люди мира должны знать, что в церквах евангельских христиан не потакают грешникам, что в них не место диктаторству, высокомерию, гордости, формализму, человекоугодничеству, протекцианизму, лжи, воровству и т. д. Они должны знать, что отрицательные моральные качества человека в наших церквах не приветствуются: людей, совершающих  грехи,  строго наказывают и даже отлучают.

     Бог послал Своё Слово на Землю не только  для Израильского народа. Его могли читать ( и читали) все кто захочет! И к обществу Израильскому мог присоединиться (и присоединялся) любой желающий, исполняя все заповеди Божии. А в Слове Божьем  было много написано негативного о сынах Израилевых -- о народе Божьем: и ропот, и отступление от Бога Живого,  и поклонение идолам, и жертвоприношение идолам, и ложь, и прелюбодеяния, и убийства и пр. Но, несмотря на то, что обо всем этом могли узнать не члены Израильского народа, Бог не считал, что Он выносит «сор из избы»! Сегодняшнее Слово также может читать  каждый житель Земли...
         
     Откуда пошло это возвышение людей друг над другом; сначала в среде людей мира сего, а потом и в среде верующих? Слово Божие говорит об одной личности, которая когда-то сказала: «Выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13,14). Поэтому, будем помнить от кого исходит чувство гордости, высокомерия, превозношения себя над другими, от кого исходит унижение других и будем бояться иметь в своем сердце эти дьявольские качества.

     Христос сказал: «Вы – соль земли;... вы свет миру» (Мф.5:13,14).  Это значит, что свет церкви, её соль должны проникать в мир и мир должен становиться «солонее» и «светлее».  Но, если то негативное, что есть в мире: князья господствуют, диктаторы властвуют, ближние высокомерничают и превозносятся друг над другом проникает в церковь, значит свет этой церкви уже не является светом и соль этой церкви потеряла свою силу...
                       

Анатолий Лисовский

Комментариев нет:

Отправить комментарий

наверх