«Не оставил ясного указания о формах
управления церковью»?! Ниже мы найдем множество мест из Нового Завета Господа
Христа, которые говорят ясно о коллективном управлении церковью. Однако,
гордецы-диатрефы, желая авторитарно править, «не находят» эту форму в
Евангелии. Поэтому сегодня Церковь отступила от евангельского принципа
коллективного управления поместной цековью. Другой причиной отступления от
управления по-евангельски являются люди, которые не хотят ответственности,
возложенной на них Христом и желающие, чтобы ими управлял царь, «молодой и
красивый ... от плеч своих ... выше всего народа» (1 Цар. 9:2).
Удивительно, что даже Израильтянам, испытавшим на себе отцовское попечение
Бога, захотелось иметь своим предводителем царя-человека. Они «отвергли Меня, –
говорил Бог Самуилу, – чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7).
Убедительные основания считать принцип коллективного управлении
поместной церковью евангельским мы находим в Новом Завете Господа
нашего Иисуса Христа.
1. Прежде всего, пример
коллективного управления мы видим в Боге. В Самом Себе Он имеет
коллективное управление: Отец, Сын и Дух Святой (1 Ин. 5:7; 2 Кор.
13:13). Бог через Свое Слово обращается к Церкви: «Следуй за Мною» и
«подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Мф. 9:9; Еф. 5:1). Эти
слова говорят нам, что на земле Он учит будущего небожителя – Невесту Иисуса
Христа, в том числе и коллективному управлению.
Всевышний коллективно создал и
руководит Своим творением. В книге Бытие мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека
по образу Нашему, по подобию Нашему» (1:26). После
того, как Адам и Ева преступили заповедь Божию, у Всевышнего состоялся совет:
«вот Адам стал как один из Нас» и чтобы Адам «не простер руки
своей, и не взял ...от древа жизни», и не стал грешник жить вечно, Бог «выслал
его ... из сада Едемского» (Быт. 3:22,23). Когда после потопа
народы решили «сделать себе имя» и соорудить невозможное – построить башню «высотою до небес», то «сказал Господь: ...
вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же
и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи
другого» (Быт. 11:6,7). Исаия слышал Господа: "кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8).
О том,
что между тремя Личностями Бога существуют совещания, говорят и следующие места
Священного Писания:
- Иов. 12:13 – «у Него премудрость и сила; Его совет и
разум»;
- Ис. 46:10 – «Мой совет состоится, и все, что Мне
угодно, сделаю»;
- Пс. 32:11 – «Совет же Господень стоит вовек»;
- Дея. 4:28 – «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой».
2.
Следующим доказательством того, что Бог предусмотрел коллективное управление
поместной церковью, является возложение Господом ответственности за духовное и материальное
состояние поместной церкви на каждого члена поместной церкви. Для того
чтобы «все возращали» «Тело Христово» (Еф. 4:12,15) и чтобы
«все члены одинаково заботились друг о друге» и служили
«друг другу каждый тем даром, какой получил» (1Кор.12:25;
Фил. 2:4; 1Пет. 4:10), Дух Святой даёт каждому возрожденному
духовные дары (1Кор. 12:1-31; Рим. 12:6-8;).
Господь говорит всем членам церкви:
«наставляйте друг друга» (Евр. 3:13), «научайте и
вразумляйте друг друга» (Кол. 3:16), «увещавайте друг
друга и назидайте» (1 Фес. 5:11), «вразумляйте бесчинных,
утешайте малодушных, поддерживайте слабых» (1Фес.
5:14). И ещё: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» (Мф.
18:15), «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.
5:11), «Будем внимательны
друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания
своего, … но будем увещавать друг друга» (Евр. 10:24); «Наблюдайте,
чтобы кто не лишился благодати Божией; … чтобы не было между вами
какого блудника, или нечестивца…» (Евр. 12:15-16); «извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13) и др.
Здесь необходимо сказать, что для увещания друг друга, для назидания,
вразумления, обличения и научения есть одно условие – любовь (Мф.
9:13; Ос. 6:5,6; Ин. 15:17).
Причиной всего этого должно быть не превозношение над братом, а любовь к брату!
Поэтому,
на основании слов Господа, записанных в пункте втором, Христос спросит с
каждого верующего за выполнение поместной церковью её назначения
на земле и за сохранение евангельской веры для будущих поколений.
3. Слово Божие говорит, что Главой церкви
является Христос (Еф. 5:23;Кол. 1:18), Который, находясь в
каждом члене поместной церкви, (Ин. 1:12; Рим. 8:10; Кол. 1:27;
Гал.2:20) управляет ею, действуя через каждого верующего (Рим.
8:9,14; 1 Кор.3:16; Лк. 12:12; Гал. 4:6). Поэтому главным
физическим (видимым) органом управления поместной церковью является не
пресвитер, не церковный/братский совет, а членское собрание, то
есть – весь коллектив церкви.
По сути – когда
увещевает, назидает, вразумляет церковь, то есть – все члены, то это значит,
что увещевает, назидает, вразумляет Христос, потому что Он находится
в каждом возрожденном члене церкви. Невозрожденных в ней, согласно второму
принципу евангельской веры, не должно и быть.
4. Примеры первых
христиан – еще одно свидетельство в пользу коллективного управления церковью. Христианские
церкви первого века совместно решали вопросы, связанные с выполнением задачи
церкви:
а) при
избрании Матфия «было собрание человек около ста двадцати» (Деян.
1:16), и «поставили двоих» (ст. 23), «и
бросили о них жребий» (ст. 26);
б) предложение
апостолов всем членам Иерусалимской церкви выбрать «из среды себя» (Деян.
6:3) диаконов, чтобы «пещись о столах», «угодно было...всему
собранию; и избрали» (ст. 5). Слова «поставили»,
«бросили», «избрали» являются глаголами множественного числа,
которые говорят, что не один человек делал все это, а весь коллектив церкви;
в) вся
церковь в городе Антиохия решила собрать средства голодающим церквям в
Иудее, и послала их через Варнаву и Савла (Деян. 11:29-30; 12:25);
г) «Варнава
и Савл отделены церковью на служение» (Деян. 13).
На них, по поручению церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим.
3:15), возложили руки не «особо знаменитейшие» и не «почитаемые
столпами» (Гал. 2:2, 6-9), а равные (если хотите – низшие) Варнаве
и Савлу «пророки и учителя» (Деян. 13:1,3). Здесь следует сказать,
что возложение рук служителями, как и совершение ими любого
таинства, выполняется по поручению и от имени церкви. («О рукоположении» читайте в
Приложении к этой книге);
д) после
благовестнического путешествия Варнава и Савл дали отчёт церкви о
всём, «что сотворил Бог через них» (Деян. 14:14,27);
е) поместная
церковь в Антиохии постановила Павлу и Варнаве отправиться в Иерусалим
к апостолам на совещание относительно обрезания (15:2,3);
ж) вся Иерусалимская
поместная церковь рассудила избрать «из среды себя мужей»,
которые должны
были отправиться
с Павлом и Варнавой в Антиохию (Деян.15:22);
5. При написании своих посланий
церквам, апостол Павел обращается не к пресвитерам и не к церковным/братским
советам, а «всем ... святым», то есть – ко всем членам
церкви (Рим. 1:7; Флп. 1:1; Еф. 1:1; Кол. 1:2).
6. В семи принципах
баптизма, принятых за основу теологического единства на
Всемирном конгрессе баптистов, принцип коллективного управления поместной
церковью не был выделен в отдельный принцип, но заключен в четвертом:
«Независимость/автономность поместной церкви». Если поместная церковь
независима и никто не управляет ею, то управление церковью может
происходить только коллективно.
Это не значит, что общими
богослужениями управляют все члены церкви; это не значит, что хором
руководят все хористы и молодежными служениями – вся молодежь.
Для того, чтобы все было «благопристойно и чинно» церковь должна
избирать себе пресвитеров, молодежь – лидеров, хористы – регентов. Но всегда
последнее слово в решении духовных, материальных и организационных вопросов – за
общим собранием церкви, которое она выносит на основании «Нового Завета Господа
нашего Иисуса Христа»!
Этот принцип незаслуженно скромно, не выделяясь присутствовал в
Уставе каждой церкви, бывшей под руководством ВСЕХБ и присутствует ныне в
уставах церквей сегодняшних РС ЕХБ, МСЦ ЕХБ и других евангельских
союзов. Один из пунктов Устава
гласит: «Высшим органом управления поместной церковью является членское
собрание данной церкви». Это значит, что после Христа, как Главы церкви,
верховным физическим, видимым органом управления церковью является не
пресвитер, не совет пресвитеров и не церковный (братский) совет и,
тем более, не какая-нибудь внешняя
управленческая структура, а как и требует этот пункт
Устава – «членское собрание», то есть – весь коллектив церкви!
Если союзы рекомендовали церквам
внести этот пункт в свои Уставы, то для его внесения были весомые библейские
основания, ибо любая управленческая структура желает сама быть главным органом
управления и не иметь никаких ограничений во власти. Выше (в пунктах 1, 2, 3,
4, 5) мы видели эти основания.
Коллективное управление церковью
реализует главенство Христа над поместной церковью: находясь Духом Своим в
каждом члене церкви, Он руководит ею.
Ветхозаветные примеры
коллективного управления обществом. Уже в ветхозаветные времена мы встречаем элементы
коллективного управления в народе Божьем, тем более оно должно наличествовать
сегодня, когда Его народ является царственным священством...
Ниже приводятся некоторые примеры такого
управления в Ветхом Завете...
Иисус Навин был предводителем Израильского
народа после Моисея. Он ввел этот народ в землю Ханаанскую. «Когда окончили
разделение земли, по пределам ее, тогда сыны Израилевы дали среди себя
удел Иисусу, сыну Навину» (И.Нав. 19:49).
Однажды во времена Судей в Израильском городе
Гиве его жители замучили наложницу одного левита. Левит сообщил об этом всему
Израилю. «И возстал весь народ как один... И собрались
все Израильтяне против города единодушно» (Кн. Судей. 20:8,11).
Цари Израиля прислушивались к народу. Так, царь
Давид при перенесении ковчега Божьего советовался со всем народом: «И
советовался Давид ... , и сказал (Давид) всему собранию Израильтян: .... И
сказало все собрание: «да будет так», потому что это дело всему
народу казалось справедливым» (Пар. 13:1-4). О другом
событии, связанном с Давидом: «Весь народ» решил «возвратить царя»
Давида (2 Цар. 19:1-15).
Когда царь Ахав советовался с народом по
вопросу войны с Сириянами, то «сказали ему все старейшины и весь народ:
...». Царь послушался народа (3 Цар. 20:7,8).
Царь Ровоам не захотел облегчить работу народа
и «отвечал им сурово». «Когда весь Израиль увидел, что не слушает его
царь, то отвечал народ царю ...: по шатрам своим, Израиль! ... И разошлись все
Израильтяне по шатрам своим... И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над
собиранием даней, и забросали его сыны Израилевы каменьями, и он умер. Царь же
Ровоам поспешил сесть на колесницу, чтобы убежать в Иерусалим» (2 Пар.
10:3-18). Собрание Израильтян воцарило над собой
Иеровоама (ст. 20).
«Все Израильтяне воцарили Амврия,
военноначальника, над Израилем» (3 Цар.16:16). «И взял весь
народ Иудейский Азарию, которому было шестнадцать лет, и воцарили его» (4
Цар. 14:21). «Воцарили ... Иохаза» (4 Цар. 23:30).
«Воцарили Соломона» (1 Пар. 29:22).
Исследуя Ветхозаветные книги,
мы заметим интересную деталь – за грехи царя страдает народ, будто народ виновен в том, что
у него царь – грешник. Например, Израильский царь
Иохаз «делал неугодное в очах Господних ... и возгрелся гнев Господа на
Израиля» (4 Цар. 13:1-3).
Через пророка Исаию Бог
говорит: «Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей твоих
испортили (Ис.3:12). Для чего Бог говорит народу о том, что вожди
вводят народ в заблуждение? Если Бог наказывает народ за царя и, если говорит
народу, что его вожди вводят в заблуждение, то у народа имелись какие-то рычаги
воздействия на царя, чтобы изменить ситуацию.
Тем более сегодня во времена
Церкви – когда коллективное управление церковью закреплено
Евангелием, то есть – Новым Заветом Иисуса
Христа! В свое время Израиль сказал: «По шатрам, Израиль!» Сегодня Церковь
может сказать: «По домам, Церковь!» Ведь что нужно Церкви? Христос! А Он обещал
быть с нами даже где только двое или трое верующих собраны во имя Его. По домам
мы можем делать то, что делали первые христиане: исследовать Слово, совершать
Вечерю, молиться и общаться (Деян. 2:42). Если будет возможность проповедовать Благую весть устами – будем проповедовать, если нельзя – будем благовествовать жизнью; а если невозможно проповедовать жизнью – можно проповедовать смертью. Когда же возмется Церковь с земли и на
земле некому будет благовествовать ни словом, ни жизнью, ни смертью – по небу полетит Ангел, который будет иметь «вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на
земле» (Отк. 14:6), чтобы ни один неуверовавший человек не был
судим у Белого престола, не услышав Благую весть...
Природа учит нас
коллективному управлению... Беспокоясь о том, что искусственный интеллект может превзойти
человеческий, ученые предлагают развивать
интеллектуальные способности человека, чтобы всегда быть на шаг
впереди искуственного интеллекта. Недавно один из них обратил внимание на
групповой интеллект животного мира – на пчел, рыб, дельфинов и др. Чтобы
достигать лучших результатов в своей жизнедеятельности эти представители
животного мира, живя большими группами, принимают решения коллективно.
Ученые начали делать опыты с
людьми в направлении коллективного решения вопросов... Сотни человек –
участников опыта, одновременно онлайн предлагают свои
способы решения какой-то проблемы. Конечный ответ формируется на основании всех
ответов группы. Оказалось, что решение группы людей лучше чем решение одного
человека. «Роевой разум» – так назвали коллективный разум, показал
«великолепные результаты» – свидетельствуют исследователи.
Сегодня результаты этих исследований
внедряются, например, в медицине: все чаще привлекаются большие коллективы
врачей для диагностики и лечения заболеваний. Коллективный разум работает
лучше! Слово Божие говорит: «при множестве советников они (предприятия – авт.) состоятся» (Пр.
15:22), «успех будет при множестве совещаний» (Пр.24:6).
Однако, эти хорошие результаты
коллективный разум дает лишь тогда, когда участники коллектива излагают свои
ответы индивидуально, не видя и не зная как отвечают другие! Английский
исследователь Даниэль Ричардсон пришел к выводу, что «поведение окружающих
людей влияет на наш собственный выбор». Принимаемые людьми решения в ситуации, когда им
известно поведение других, «как провило, более предвзяты и менее разумны, люди
принимают точку зрения большинства, даже если она заведомо неверная».
Очень многие люди при открытом голосовании
поднимают руку «как все». Такое поведение человека ничего хорошего для решения
какой-то проблемы не дает! Прекрасные же решения принимаются большим коллективом, когда
член коллектива не знает мнения других. Когда каждый, индивидуально используя
свои знания, свой жизненный опыт, советуясь со своей совестью, а верующий
человек – советуясь с Богом, выносит решение, которое объединится с решениями
других – тогда это будет поистине великолепным решением!..
Что полезное может
взять из этого «ничтожного» церковь? Слово Божие советует нам учиться у
природы: «Не сама ли природа учит?» (1Кор.11:14). Церковь
на Земле существует не для блаженного сна. У каждой поместной церкви существуют
две большие задачи: 1 – благовествовать людям, обремененными грехами о
Спасителе (Мр.
16:15) и 2 –
воспитывать членов церкви в наставлениях Господних (1Фес. 5:11). При
решении этих задач церковь должна использовать всё, что Бог открыл церкви и
всему человечеству в том числе и открытие о превосходстве коллективного разума
над индивидуальным.
Коллективный Разум
существовал во всех веках, бывших прежде нашего! Но Им пренебрегали люди.
Екклесиаст пишет: «Бывает нечто, о чем говорят: смотри, вот это новое;
но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екк.1:10). Пророк
Исаия пишет о Всевышнем, что «разум Его (Отца, Сына и
Святого Духа – авт.) неисследим» и «неизмерим» (Ис.40:28;
Пс. 146:5). Управление в церкви должно быть коллективным, в чем мы
убедились выше, исследуя Слово Божие. Важные решения на членском собрании
должны приниматься тайным голосованием, чтобы никто и ничто,
кроме свободной и доброй совести, не влияло на индивидуальное решение каждого
члена церкви...
Сатана
не хочет, чтобы в церквах было коллективное управление. В статье
«Непобеждённые» (журнал «Вестник Истины», № 3, 2011 г.) Евгений
Пушков писал о докладе Совета по делам религий СССР, который был подготовлен
этим Советом для Управления пропаганды ЦК КПСС. В этом докладе говорилось об
организационной (с «помощью» советской власти) структуре церкви ЕХБ. В
последнем абзаце доклада с удовлетворением отмечалось: «Структура ликвидирует
полностью «демократизм» в секте в вопросах руководства». «Демократия – способ
руководства каким-нибудь коллективом, при котором обеспечивается
участие и влияние всего коллектива» (Google.com). Атеистическая власть не желала видеть
коллективное управление в церквах. В бывшем
Советском Союзе под давлением власти церкви все дальше уходили от Христова
главенства над ними и отдавались во власть государства. Коллективное
руководство церковью все больше менялась на власть служителей. Тенденция
авторитарного способа управления в церквах продолжает усиливаться в
евангельских церквах и ныне.
Неверующие люди не
берут пример с Бога, но подражают сатане, который не считается ни с кем и
решает все единолично: «выше звезд Божиих вознесу престол мой,
и сяду на горе в сонме богов... взойду на
высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14).
Пресвитеры церквей, применяющие диктаторский стиль управления церковью,
уподобляются сатане. Такой «служитель» принимает решения единолично. Создавая
видимость, что церковь управляется не одним человеком, он подбирает себе такой
братский/церковный совет, который беспрекословно подчиняется ему. Эти диктаторы
не хотят, чтобы голосование на членских собраниях было тайным, чтобы решения
поместной церкви при выполнении ею своего
назначения на земле были «великолепными» и
чтобы все, что бы ни делала церковь было «весьма хорошо»...
Коллективное
управление – залог выживания церкви в гонениях. Коллективное
управление церковью – это требование Евангелия, это требование Христа...
Христос желает видеть церковь, которую не одолели врата ада – не прекратившей
своего существования. Если церковь будет управляема не коллективно, то сатане
её легко низложить. Церковь, где правит пресвитер-диктатор просто исчезнет,
стоит только поразить пресвитера.
Пресвитер одной из евангельских церквей
рассказывал всей церкви на членском собрании о том, как его сын, ремонтируя
автомобиль отца-пресвитера, обнаружил взрывное устройство, которое должно было
сработать при нагревании мотора... Чтобы заставить церковь свернуть с
евангельского пути и добиться чего-то своего, при авторитарном способе
управления церковью, злоумышленникам надо всего одно взрывное устройство – для
авторитарного руководителя, а при евангельском коллективном управлении их
необходимо сотни или тысячи – в зависимости от численности членов церкви...
Недавно в интервью Международной Христианской
газете один брат из Брянской области рассказывал как во время советской власти
городская власть вызывала в исполком на встречу с уполномоченным по
делам религий только одного пресвитера, что позволяло власти
предлагать и диктовать брату их условия, склонять его к
сотрудничеству. Церковь избрала себе несколько пресвитеров и они всегда все
вместе ходили в исполком. Там, во всех церквах Брянской области с численностью
больше ста членов, и сегодня избирается несколько пресвитеров.
Ответственность за отступление поместной
церкви от евангельского принципа автономии и коллективного управления лежит на
каждом члене поместной церкви. Виновны те, кто являясь членами церкви,
которым Дух Святой дал все необходимое для созидания церкви, для сохранения
спасающей евангельской веры и от которых Господь ждет действий, молчат. Разве
не виновны были домашние Ахана, который взял из заклятого и погиб сам и
домашние его? В одном шатре живя с преступником, члены семьи не могли не видеть
как он прятал два с половиной киллограмма серебра, шестьсот граммов золота и
драгоценную Сеннаарскую одежду, но не сказали обществу об этом ничего.
Если член церкви видит, что
служитель «не прямо поступает по истине Евангельской» и молчит, то он делает
зло не только себе, но что особенно страшно – своим детям и внукам,
которые могут не узнать о спасающей евангельской вере и погибнуть навеки.
Есть в церкви люди, безразличные к духовной и
материальной жизни церкви. Им нет дела до жизни церковной общины в выполнении
задачи, поставленной Христом. Они говорят, что назиданием членов
церкви должен заниматься пресвитер и /или церковный совет. Их не
интересуют вопросы, решаемые на членских собраниях. На членские собрания они
или не приходят вообще, или приходят из любопытства. При решении какого-нибудь
вопроса эти люди не думают, как должно быть по Слову Божьему и при
голосовании присоединяются к большинству. Не таких ли Христос
называет тёплыми и говорит: «извергну из уст Моих»?
Есть также члены церкви, которые знают, как
должно быть по Слову Божьему, но заглушают в себе голос Христов по причине
того, что их высказывание или поднятие руки при голосовании будет противоречить
воле пресвитера. Такие люди поклоняются не Господу, а ваалу, то есть
«господину» (Ос. 2:16; Библейский словарь, Э. Нюстрем, «ваал», стр. 54).
Для них господином-ваалом является пресвитер. Если человеку Христос не
является Главой, то он не принадлежит Телу, потому что Тело
подчиняется Главе! Привыкнув к поклонению сегодняшним
ваалам, вполне возможно, что человек поклонится и багряному «зверю».
Кто-то при голосовании угождает своему
родственнику (отцу, матери, сыну, дочери и т.д.) и идёт на сделку со своей
совестью, нарушая обещание, данное Христу – служить Ему добросовестно.
Член церкви, который не участвует в жизни
церкви и перекладывает все дела на братский (церковный) совет и пресвитера,
является просто прихожанином и способствует уклонению церкви в мёртвую религию.
Если Христос не управляет церковью через всех членов, то эту церковь нельзя
назвать Телом Христа. Церковь при этом превращается из организма в организацию,
то есть перестаёт быть Телом Христа. Вот какой вред наносят церкви спящие,
тёплые и бесхребетные члены.
Итак, каждый член церкви должен управлять
церковью, заботится о церкви, созидать и назидать церковь – в этом воля Бога.
Для этого Дух Святой и дает дары каждому члену церкви, для этого Он показывает
личный пример коллективного управления, для этого Он оставил нам на страницах
Священного Писания пример первых церквей!..
К тебе, дорогой брат и дорогая сестра,
являющимися детьми Божьими (Ин. 1:12), царственным
священством (1Пет. 2:9), пророками Бога Всевышнего (Отк.
19:10), звучат эти слова: «тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому
Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда
Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не
будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то
беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же
ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от
пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу
твою». (Библия, Иезекииль, 33:7-9).
Есть в Новом Завете предупреждение Господа о
необходимости предостерегать согрешающих о грудущем возмездии за грех: «Боязливых же
и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех
лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Библия,
Откр.21:8). Обратите внимание, что не только идолослужителей и других
грешников ожидает наказание, но и боязливых ожидает смерть вторая. Если человек
боится открыть свой рот и сказать правду людям, идущим в ад, то его ждет тоже
наказание, если он не покается и не исправится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий