«Пресвитер» или «епископ». После Вознесения Христа и ухода с
земли апостолов, стали появляться люди, которые, сознательно или не осознанно,
начали подменять главенство Господа над церковью. В Новом Завете Христос установил только два типа служителей Церкви:
пресвитер (епископ) и диакон. В своей работе «История христианства» А. В. Карев
и К. В. Сомов пишут, что уже «во втором веке ... появилась трехстепенная
система служителей церкви: епископы (наблюдатели за целым рядом общин),
пресвитеры (руководители общин) и диаконы (помощники пресвитеров)». Далее они
пишут, что «это было вызвано изменившимися условиями. Когда количество общин
возросло, то, естественно, возникла
необходимость в духовных наблюдателях за деятельностью ряда близлежащих друг от
друга общин».
Зачем потребовалось подменить Духа Святого «духовными
наблюдателями», у которых дыхание в ноздрях временное? Ведь Господь обещал
ученикам, что «когда придет Он, Дух истины, то наставит вас», «научит вас» и
Сам Христос говорит: «Се, Я с вами во все дни» (Ин. 16:13; Лк.12:12; Мф. 28:20)! Это значит, что никакие
человеческие надзиратели церкви не нужны. Существует евангельский принцип
коллективного управления поместной церковью, при котором церковью руководит
Христос, находясь Духом Своим в каждом члене церкви. Когда вместо Небесных
Наблюдающих появились земные наблюдатели, тогда и начал нарушаться Евангельский
принцип автономии поместных церквей и коллективного управления церковью.
Евангельские христиане, которые
призваны Самим Господом исследовать Священное Писание и подвизаться за веру
Евангельскую, не пресекают грубые искажения Слова людьми, страстно желающими
«погонов» и «портфелей». Эти люди придумали для себя не евангельское
звание-должность – «епископ», которого в Слове Божьем нет. Сегодня «епископ»
означает высший в сравнении с пресвитером «чин» служителя, тогда как Слово
Божие говорит, что «епископ» – это «пресвитер». Напоминая Титу чтобы он
поставил по городам пресвитеров, апостол Павел перечисляет качества,
которые должны быть присущи пресвитеру и здесь же пишет: «ибо епископ
должен быть непорочен...» (Тит. 1:5-7),
то есть – одних и тех же служителей Павел называет «епископами» и
«пресвитерами». Также в первом Послании к Тимофею Павел пишет о не «трехчинном»
служении в церкви, а лишь о служении епископов и диаконов (1 Тим. 3:2,8). Неужели Павел забыл о пресвитерах?! Далее – апостол
Павел приветствует Филиппийских членов церкви «с епископами и диаконами» (Филп. 1:1). Не могло быть, чтобы в
Филиппийской церкви не было пресвитеров или чтобы их не приветствовал Павел!
Вывод напрашивается только один: епископы – это пресвитеры.
О том, что слова «епископ» и
«пресвитер» относятся к одному и тому же служению говорится и в Дея. 20:17,28... Апостолу Павлу
«рассудилось миновать Ефес», потому что он спешил в Иерусалим и, будучи в
Мелите, «призвал пресвитеров церкви» Ефесской. Во время беседы, он сказал им: «Внимайте себе и всему
стаду, в котором Дух Святый поставил вас
блюстителями». С
греческого, блюститель или надзиратель переводится как episkopos (епископ).
Таким образом, апостол Павел называет пресвитеров епископами...
«Епископ, – говорит свободная
энциклопедия, Википедия, – священнослужитель третьей (высшей) степени
священства». Ожесточенная борьба за «портфели» началась в Церкви при императоре
Константине, когда христиан перестали бросать на съедение зверям, сжигать на
столбах, распинать на крестах, обезглавливать; когда «высшие степени
священства» стали получать высшие материальные блага и люди начали приходить в
церковь не по зову сердца, а потому что это было выгодно для плотской жизни...
Церковь может называть пресвитера
епископом или пресвитером, но наделяя «епископа» особой властью, она выступает
против учения Христа. В учреждении новой должности («чина», «сана»)
усматривается грубое и беззастенчивое искажение Евангелия, которое не было
пресечено церквью второго века, когда появилась эта должность и не пресекается
ныне, хотя Слово Божие требует от христиан всех времен «подвизаться за веру
Евангельскую» (Фил.1:27). Царь царей
и Господь господствующих требует подвизаться за веру Евангельскую не кого-то, а
конкретно тебя, читающий эти строки!..
Чем опасно появление должности
«епископ», являющейся «высшей степенью священства»? Прежде всего тем, что, как
уже говорилось выше – это нарушение Слова. Любая, насаждаемая человеками не по
Слову Божьему высокая должность, влечет евангельское христианство в
епископальную форму управления, присущую католицизму и православию; заслоняет
собой Господа для членов церкви и мешает Ему главенствовать в церкви;
предоставляет возможность большему
количеству людей грешить грехом гордости, который впервые сделал сатана.
Несколько пресвитеров в церкви -- это требование
Евангелия. Согласно Евангелия, в каждой поместной церкви должно быть по несколько
пресвитеров. Так было в церквах первого века. Такое заключение делается из
следующих мест Священного Писания...
Апостол Павел, совершая свое
последнее путешествие в Иерусалим и будучи в
Мелите, «послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви» (Деян. 20:17). Данное место Писания
говорит, что в Ефесской церкви было несколько пресвитеров.
Апостол Иаков в своем послании
пишет: «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви...» (Иак.5:14). Сторонники церковной
автократии, отстаивая свое учение о том, что в каждой церкви должно быть по
одному пресвитеру, говорят, что слово «Церкви» здесь стоит с заглавной буквы и,
значит разговор идет об Общеземной Церкви Христа, в которой, конечно же, много
пресвитеров. Не хотят убедиться предыдущим местом (Деян.20:17), где слово «церкви» написано с малой буквы. В послании
Иакова (Иак.5:14), переведенном с
греческого, слово «церкви» стоит с малой буквы. Также в Библии короля Джеймса
слово «церкви» в Иак.5:14 написано с
малой буквы, то есть, разговор идет об одной поместной церкви, а не о многих
церквах на земле. (В этом абзаце мной употреблено немного режущее слух
словосочетание «Общеземная Церковь». Хотел написать «Вселенская», но в
разъяснении этого слова на сайте РС ЕХБ говорится, что Вселенская Церковь
«состоит из искупленных Кровью Христа людей ..., находящихся на небесах
и на земле», а мне необходимо было сказать о Церкви, находящейся ещё во плоти
на земле)...
На основании чего ещё мы можем
убедиться, что Новый Завет свидетельствует о существовании нескольких
пресвитеров в одной поместной церкви первого века?.. В городах первого века, когда были написаны
эти послания, не было больше чем по одной христианской церкви. Об этом
свидетельствуют все послания апостолов, адресованные верующим из церквей,
которые именовались по названию города: «Римлянам», «Коринфянам», «Ефесянам»,
«Филиппийцам», Колосянам», «Фессалоникийцам». Например, «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (2Кор.1:1), «Павел и Силуан и Тимофей
церкви Фессалоникской» (1Фес.1:1).
Также и послания Господа семи церквам из книги «Откровение» были адресованы
церквам по названию городов: «Ефесской церкви», «Смирнской церкви», «Пергамской
церкви», «Фиатирской церкви» и т. д.
Не могли больные, которым пишет
апостол Иаков, призывать пресвитеров из нескольких церквей, находившихся
в других городах, расположенных друг от друга, может быть, за сотни
километров...
Опыт поместных церквей первого
века иметь несколько пресвитеров насущный и сегодня, особенно в местах, где
христиане подвергаются гонениям. Евангельские христиане-баптисты Брянской
области приобрели этот опыт ещё в советское время, когда власть вмешивалась во
внутреннюю жизнь церкви и желала видеть в руководстве церковью одного,
лояльного ей человека. На встречу с уполномоченным по делам религий в исполком
приглашался только один служитель церкви, что позволяло власти предлагать и
даже диктовать брату их условия, склонять к сотрудничеству. Церковь избрала
несколько пресвитеров и братья никогда не ходили по одному. Все пресвитеры
посещали исполком вместе. В поместных церквах ЕХБ Брянской области,
насчитывающих сто и более членов, и сегодня избирается несколько пресвитеров.
Например, в одной из церквей, в которой 343 члена трудятся 6 пресвитеров из
которых один избирается первым/начальствующим на определенный срок, как
правило, на 3 года, остальные его поддерживают, помогают, совместно участвуя в
труде церкви. Кроме пресвитеров в этой церкви имеется 15 диаконов (Интервью МХГ со старшим пресвитером по Брянской области Российского
Союза ЕХБ Евгением Ивановичем Ворониным).
Избирать пресвитеров должна церковь. Некоторые полагают, что
пресвитеры в церквах должны поставляться каким-то вышестоящим священником, а
не избираться церковью. В подтверждение
своего мнения апологеты этого учения приводят место из послания к Титу, в
котором Павел просит Тита поставить по городам пресвитеров (Тит.1:5).
Это место как будто говорит о том, что высокий начальник самовластно ставит
пресвитерами кого хочет. Но, изучая Священное Писание, мы находим, что это
совсем не так. Слово Божие предъявляет большие требования к кандидату в
пресвитеры (Тит. 1:6-10;1 Тим. 3:1-7; 2 Тим. 2:15-16, 22-25; 1 Пет. 5:2).
Исследовав эти требования, мы убеждаемся, что Тит не мог знать кандидатов в пресвитеры (епископы)
так основательно, как этого требует Слово Божие и как их может знать церковь,
членами которой они являются. Ведь чтобы знать, что человек «трезв, целомудрен,
(честен), имеет доброе свидетельство от внешних», «непорочен, муж одной жены, детей имеет
верных, не укоряемых в распутстве или непокорности,... не дерзок, не гневлив, не
пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолибив, любящий добро, целомудрен,
справедлив, воздержан, держащийся истинного слова» и т. д., необходимо много лет
хорошо знать этого человека, и не только его жизнь в
церкви, но и дома, и на работе, и в районе, где он живёт. Однако Библейский
словарь Эрика Нюстрема свидетельствует, что пребывание Тита на Крите «не было
продолжительным» (стр. 450). Поэтому,
не Тит избирал пресвитеров (епископов), а поместные церкви, хорошо знавшие,
кого можно избрать в соответствии с требованиями Слова Божьего. Титу же
рекомендовано было позаботиться, чтобы в каждой недавно возникшей поместной
общине были пресвитеры и, может быть, во время поставления пресвитеров на
служение – во время молитвы церковью о благословении своих служителей, быть
одним из возлагающих на них руки, как сотруднику Павла, образовавшего эти
общины (1 Кор. 4:15; Гал. 4:19).
Также не апостолы поставили в
Иерусалимской церкви братьев «пещись о столах», но они предложили членам
церкви самим выбрать их «из среды себя ... изведанных», а члены церкви
«избрали» (Деян. 6:3-5).
Иерусалимская церковь поручила Варнаве идти в Антиохию, где уверовало
великое число Еллинов, чтобы «учить немалое число» уверовавших (Деян. 11:22,26). Вся церковь в
Антиохии решила собрать средства голодающим церквям в Иудее (Деян. 11:29-30;
12:25). Вся эта церковь
избрала делегатами Павла и Варнаву на совещание в Иерусалим по поводу обрезания
(Деян. 15:2,3).
Евангельский
принцип коллективного управления церковью, требует не назначать пресвитеров
(епископов) «сверху», а избирать поместной церковью и только из своих, хорошо знакомых
и испытанных членов церкви.
Кандидаты в пресвитеры должны
быть из церкви, в которой происходят выборы,
потому что
Господом предъявляются к пресвитеру
большие требования и он должен быть «изведанным», а также потому что Слово
говорит: «изберите из среды себя», то есть – из среды вашей церкви. Чтобы узнать
духовные качества кандидата, которые предъявляет к пресвитеру Слово Божие,
необходимо хорошо знать его не один год!
«Но, если нет в церкви брата, который бы
полностью соответствовал требованиям Слова? – спросит кто-то. – Почему не взять
со стороны?». Потому что церковь его совсем не знает. Предлагаемый брат может
оказаться «котом в мешке» или «волком в овечьей шкуре».
Избрание и поставление церковью – это избрание и поставление Христом. Являясь Главой Церкви, Христос
управляет ею. Каким образом? У Господа возможностей много, потому что Он – Бог!
Он может давать мудрость или забирать
разум (Пр. 2:6; 1 Кор. 1:19), посылать человеку немощь, болезнь
или смерть (1 Кор. 11:28-31); каждому члену церкви Он даёт Своим Духом дары «как Ему угодно» (1 Кор. 12:18), необходимые для созидания церкви (1 Кор.
12:7-10-11, 18; Еф. 4:7,8,12); находясь в каждом возрожденном члене церкви (Ин.
1:12;2 Ин. 1:9; Кол. 1:27; Рим. 8:9-10; Гал. 2:20; Еф. 3:17), Он выражает Свою волю через
высказывания и через голосование членов церкви на членских собраниях; Он ставит
служителей.
Здесь особо необходимо осветить вопрос поставления Господом служителей в
поместных церквях. Священное Писание говорит: «Он поставил» (Еф.
4:11,12; 1 Кор. 12:28). Как Христос
поставляет в церкви служителей? Приезжает из-за моря-океана «папа-батюшка» –
«доверенное лицо Христа» и назначает в церкви одного пресвитером, другого
диаконом? Это и есть поставление Христом служителя? На основании чего церковь
может быть уверена в том, что их служителя поставил Христос?..
Прежде всего,
Дух Святой даёт каждому члену поместной церкви дары для различного служения, в
том числе и для пресвитерского (1 Кор. 12:28). Эти
дары церковь не может не заметить. В некоторых церквах решение о том, кого
поставить на то или иное служение принимает пророк, потому что «он знает» у
кого имеется дар для конкретного служенияя. Но разве дары, которые дает Дух
Святой видны только пророкам? Святого Духа, посылающего дары верующим, имеют не
только пророки, но и все члены церкви, поэтому дары видны всей церкви – она и
должна решать кого на какое служение избрать!..
Члены церкви,
имея Дух Христов, путём голосования на членском собрании избирают себе
служителей в соответствии с их дарами (Деян.
1:16, 23, 26; 6:2-5; 13:1-3; 14:27; 15:2-3, 22). Кроме того, пресвитеры
(епископы) и диаконы избираются ещё и в соответствии с качествами, которые
предъявляет к ним Христос (Тит. 1:6-10;1 Тим.3:1-12;2 Тим. 2:15-16; 22-25;1
Пет. 5:2-3). Честное, чистое и
достославное (Фил. 4:8) избрание служителей членами поместной церкви на
членском собрании – это и есть поставление Христом служителей в церкви! Если
избрание происходит иначе, то служителя поставил не Христос и такой «служитель»
входит не дверью, но перелазит инде (Ин. 10:1, 2, 4, 12). Диктаторов
никто не избирает – они сами берут власть любыми способами, но как правило –
нечестивыми.
Если кто-то
открыто или лукавым способом не даёт возможности членам церкви по-евангельски
избирать служителей, то такой человек или группа лиц препятствует Христу
руководить Своею церковью.
Что должен делать пресвитер? Прежде чем избирать пресвитера
церковь должна знать чем будет заниматься пресвитер, знать его обязанности...
Служение пресвитера в
некоторой степени похоже на служение президента в демократической стране или
правильнее сказать: служение президента похоже на служение пресвитера...
Конституция страны и Конгресс являются законодательной властью в стране, а
президент со своей администрацией – исполнительной властью. Законодательной
властью в церкви являются Христос и
членское собрание. Пресвитер и другие служители являются исполнительной
властью. Пресвитер надзирает за соблюдением всеми членами церкви заповедей
Христа и решений членских собраний, направленых на выполнение задач,
возложенных Христом на поместную церковь, то есть – благовестие и назидание.
Он руководит церковью
между членскими собраниями церкви и в это время:
- начальствует, то есть –
первым начинает делать то, что должна делать церковь на земле и конкретно в той
местности, в которой Господь поставил эту церковь (1 Пет. 5:3);
- выявляет у членов церкви духовные
дары, данные Духом верующим для созидания Церкви (1Кор.12:1-30; 1 Пет. 4:10);
- организовывает
благовестие церковью вне церкви и назидание в церкви (Мф. 16:15; Деян.1:8; 1 Фес. 5:11; 1Пет.5:2);
- надзирает, чтобы члены
церкви не уклонились от Евангельской веры
(1 Пет.5:2; Деян. 16:22);
- учит, проповедует (1 Тим.3:2; 4:13; Тит.1:9);
- посещает больных и
молиться о них (Иак. 5:14);
- принимает странников (1Тим.3:2; Тит.1:8);
- хорошо знает Слово,
«чтобы и противящихся (Слову – авт.)
обличать» (Тит. 1:9);
- руководит богослужениями
церкви;
- замечает нуждающихся и организовывает
им помощь;
- видит и укреплят слабых духовно;
Ответственный/главный/начальствующий
пресвитер является организатором выполнения задач всей церковью,
возложенных на нее Христом. Другие пресвитеры в церкви являются организаторами
выполнения задач теми объектами церкви, за которые они ответственны (воскресная
школа, хор и т. д.). Все это пресвитер делает не сам лично, а привлекая членов
церкви на созидание Тела в соответствии
с их дарами, данными Духом Святым каждому члену церкви (Рим.12; Еф.4:7). В связи с этим он должен видеть в каждом дар,
который дал члену церкви Дух Святой, помогать членам церкви открывать в себе
эти дары и направлять каждого на созидание церкви. У пресвитера, правильно
организовавшего служение, каждый член церкви созидает церковь и «при действии в
свою меру каждого члена, получает приращение для созидания», как того требует
Господь (Еф.4:12,16). Тело от
бездействия слабеет...
Пресвитер должен быть кротким. Первый предводитель Израильского
народа, которого избрал Сам Бог, был Моисей. Слово Божие говорит о нем: «Моисей
же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Главной чертой характера пресвитера должна быть
кротость!
В большей или меньшей степени
гордости подвержено сердце каждого человека, но чаще и в большей мере этот грех проявляется у власть имущих. В
Священном Писании есть слова: «жезл вырос, гордость разрослась» (Иез. 7:10). Библейский словарь, Эрика
Нюстрема объясняет: «Жезл – это символ власти». Приведенные из Библии слова
свидетельствуют о том, что от увеличения власти возрастает гордость. Не зря
подмечено в народе: «Хочешь узнать человека – дай ему власть».
Сатана был первым в мироздании у
кого появилась гордость. Библия говорит, что он имел власть. Так, о «царе
Тирском», который является прообразом сатаны, сказано: «Ты был помазанным
херувимом, чтобы осенять» (Иез. 28:14).
Библейское слово «осенять» можно объяснить словом «покровительствовать».
Например, в первом стихе девяностого Псалма говорится: «Живущий под кровом
Всевышнего под сенью Всемогущего покоится». Под сенью, то есть – под
покровом, под покровительством Всевышнего. И далее – «перьями Своими осенит
тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Но о «царе Тирском», который был
«помазанным ..., чтобы осенять»,
сказано: «возгордилось сердце»...
О «царе Вавилонском», который также является прообразом сатаны, Слово
говорит: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя..., упал ты с неба,
денница, сын зари!.. А говорил в сердце своём: «взойду на небо,
выше звезд Божиих вознесу престол мой...., буду подобен Всевышнему» (Ис.14:11-14).
Пресвитер должен соответствовать качествам, которые Слово
Божие предъявляет конкретно к нему: «непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен,
благочинен, (честен), страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, (не сварлив),
не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом
своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ... не должен быть
из новообращенных, ... надлежит ему также иметь доброе свидетельство от
внешних» (1Тим.3:2-7). Кандидат в
пресвитеры должен быть долгие годы членом той церкви, в которой проходят
выборы, чтобы узнать его все качества, которые по Слову Божьему должны
наличествовать у него.
В другом месте Слова говорится,
что пресвитером может быть человек, который «детей имеет верных, не укоряемых в
распутстве или непокорности ..., не дерзок, не гневлив, ... любящий добро, ...
спроведлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласно с
учением» (Тит.1:5-9). Необходимо
обратить внимание на то, что избирать пресвитером, церковь должна брата,
имеющего детей «верных». Слово «верный» в
Новом Завете всегда употребляется по отношению к верующим. Другие переводы
Библии прямо говорят что дети у избираемого пресвитера должны быть
верующими:
- Новый русский перевод: «его
дети должны быть верующими»;
- Перевод Библейской лиги: «имеет
верующих детей»;
- Перевод Русского Библейского
Центра: «детей возрастившего в вере».
Пресвитер – с греческого «πρεσβύτερος» (лат. «presbyter»), что значит – «старейшина», «старец». (Википедия;
Библейский словарь, Этик Нюстрем).
Основываясь на информации о том, что пресвитер – это «старейшина»,
«старец» и на послании апостола Павла к Титу (1:6) о том, что пресвитером должен быть брат, имеющий детей
верующих, то есть таких, которые во взрослом (в сознательном возрасте)
покаялись и крестились, можно сделать однозначный вывод: пресвитером не
может быть молодой брат, потому что молодой – это не старец (не «presbyter») и у молодого не может быть верующих детей.
В Комментарии на послание к Титу Баркли пишет,
что Карфагенский консилиум постановил не посвящать служителей в сан, «пока все
члены их семей не станут членами католической церкви». Далее Баркли пишет:
«Никакое церковное служение не искупит вины человека, недосмотревшего за своей собственной
семьей».
Некоторые, пытаясь доказать, что
пресвитером может быть молодой брат, приводят аргумент, что Тимофей и Тит были
молодыми. Действительно, они были молоды, но... они не были пресвитерами – это
были благовестники, помощники Павла. По сегодняшним понятиям Павел был
миссионер: он трудился не в поместной церкви, а свидетельствовал о Христе в
Сирии, Малой Азии, Греции, в Италии.
Благовестник, в отличие от пресвитера должен быть молодым и сильным,
чтобы переносить большие физические нагрузки! Сколько, например, апостолом
Павлом было пройдено дорог! Каким опастностям подвергался этот служитель
Христов! Сколько претерпел страданий! Начиная свое служение благовестника Павел
был молод (Деян. 7:58). Пресвитер же
– это служитель для назидания членов поместной церкви. Для него главное – иметь
жизненный опыт, мудрость, степенность, рассудительность, кротость, смирение.
Если мы исследуем первое послание
к Тимофею (3:4), где говорится, что
пресвитером должен быть брат, «детей содержащий в послушании», то увидим, что и
это место Священного Писания говорит о необходимости избирать пресвитером
старца... У восточных народов, к которым принадлежит и Израиль, дети слушались
старцев до своей старости. Чернобородые отцы слушались и подчинялись
белобородым отцам. Даже в наше время на Кавказе, возвращаясь с работы, сын
должен в первую очередь зайти к родителям, справиться об их здоровье,
побеседовать с ними. До конца 19 - го века на Кавказе под одной крышей жили
три-четыре поколения – родители и взрослые дети со своими семьями. Руководство
такой семейной общиной осуществлял самый старший мужчина...
«Детей содержащий в послушании со
всякою честностью» (Тим. 3:4).
Содержать в послушании двухлетнего ребенка легко и потому о брате, имеющем
такого ребенка, нельзя сказать, что отец содержит сына в послушании «со всякою
честностью», но когда ребенку двадцать и он прислушивается к отцу, тогда действительно этот отец способен пещись и о
церкви. Поэтому и в первом послании к Тимофею (3:4)
речь идет о детях взрослах, ведь главная задача пресвитера не в том,
чтобы ему подчинялись члены церкви, как подчиняются дети, а чтобы «пещись о
Церкви Божией» (1 Тим.3:5).
Другие переводчики первого
послания к Тимофею (3:4) также
склоняются к тому, что пресвитером может быть только пожилой человек. Так,
перевод Русского Библейского Центра говорит: «из тех, кто показал себя
по-настоящему главой семьи, воспитателем детей послушных, уважительных».
Уже показал, то есть – уже вырастил и воспитал детей послушных,
уважительных.
Пресвитер должен быть начальником. Сообщая о наличии в
церкви первого века нескольких пресвитеров, Слово Божие ничего не говорит о
том, как церковь распределяла их в служении. Возможно один из них был
пресвитером молодежи, другой – пресвитером воскресной школы, третий – пресвитером
хора, четвертый – пресвитер начальствующий или – первый и т.д. В Слове Божьем есть понятие «начальствующий
пресвитер» (1 Тим. 5:17). Возможно,
термином «начальствующий» назывался ответственный / первый / главный из
нескольких пресвитеров всей поместной церкви, но и пресвитер какой-то части
церкви, в которой он является пресвитером, должен быть также начальником...
Кто такой начальник?.. Слово
«начальник» образовалось от слова «начало». Начальник – это человек, начинающий
какое-то действие, делающий первым то, что призван делать коллектив,
находящийся под его руководством. Начальник является образцом для следующих за
ним!! Этот человек показывает другим
пример того – что и как надо делать. Господь требует от пресвитеров подавать
«пример стаду» (1 Пет.5:3).
В педагогике есть эффективнейшее
правило: «Делай как я!». Если начальник опаздывает на работу, ворует, лжет,
нарушает трудовую и технологическую дисциплину, то остальные члены коллектива
будут делать тоже. Если учитель требует от ученика не курить, а сам курит, то
пользы от его «воспитания» будет мало. Знаю об одном преподавателе по физкультуре. Ребята в школе
звали его «шифанер» за тучную фигуру. Учащиеся рассказывали, что он лично сам
не мог сделать кувырок вперед через голову по причине того, что мешал живот, и
потому показывал это упражнение на соломинке. Думаю что учащиеся этого
преподавателя имели не лучшие успехи по физкультуре... Пресвитеры-«шифанеры» не
могут быть начальниками и, значит, пресвитерами быть не должны.
«Делай как я» – это метод Божий,
потому что Он говорит: «будьте святы,
потому что Я свят».
По этому правилу жили и Его
служители:
- перед своей смертью Моисей,
заботясь об Израиле, просит Бога чтобы Он «поставил над обществом сим человека,
который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними» (Чис.27:16,17), то есть – чтобы люди видели его жизнь и брали
пример с него в послушании Богу;
- согласно правила «делай как я»
поступал царь Давид... В первой книге Паралипоменон (29:3-6, 14) рассказывается как на построение дома Господнего
первым из личного сокровища пожертвовал
царь Давид, затем начали жертвовать и все Израильтяне;
-
«дела царя (Артаксерса – авт.) делались пред всеми,
знающими закон и права» (Есф. 1:13);
-
этим правилом пользуется Иисус – Он говорит: «следуй за Мною», то есть –
«делай как Я»;
- этому правилу следовали
апостолы Христа – апостол Павел писал: «подражайте мне, как я Христу»;
- Слово Божие приглашает всех
верующих проходить предлежащее поприще «взирая на начальника и
совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:1,2»).
Церковь Христа – это коллектив
верующих Иисусу Христу людей, благовествующих о Спасителе и помогающих друг
другу учиться (Кол.3:16), назидаться (1 Фес. 5:11) и возрастать «в меру
полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Пресвитер-начальник первым начинает и показывает пример благочестивой жизни. Он
есть живой образ Христа! Это пастырь, который идет впереди «овец». «Псы», никогда не могущие показать пример
овцам, гонят их сзади. Величайшая ответственность лежит на пресвитере!..
Диплом об окончании духовного учебного заведения, не
является условием избрания на должность
пресвитера, потому что вы не знаете причину, побудившую человека закончить данное
заведение. Может этой причиной была просто гордость или не желание работать физически
и иметь хорошие деньги, или он – «волк», которому необходимо владеть знанием
Слова, или ..., или..., или.
Газета «Наши дни» (май, 2011г., № 2228) писала об
американском пасторе Мэт Чендлер: «Он не был робок, когда обратился к пяти
тысячам пасторов на конференции евангельской каолиции: «Вы
намного лучше пастора, когда вы спасены, чем когда вы не спасены». Какой ужас:
в евангельских церквах есть пастыри,
которые, не являются возрожденными, не являются
спасёнными. Куда они ведут
«овец»?! Христос говорит: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф.
15:14). Это не пастыри, а
наёмники! Пастыри должны избираться из
среды возрожденных (спасенных, верующих) членов церкви (см. второй принцип
Евангельских христиан)! Как и кто
избирал себе в пастыри не верующих людей?! Никто и никак! Закончив высшие
духовные учебные заведения и получив соответствующий диплом, подобно диплому
инженера или врача, они нанимаются на оплачиваемую работу в церковь.
Такой принцип «избрания» служителей – не евангельский.
Как верующие должны относиться к служителям согласно
Слова Божьего?.. Однажды апостола Павла привели в синедрион. Первосвященник Анания приказал
бить его по устам, на что Павел сказал Анании: «Бог будет бить тебя, стена
подбеленная» (Дея. 23:3). Когда же
Павлу стало известно, что перед ним первосвященник, то он «сказал: я не знал,
братия ..., ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» (23:5). В другой раз Павел говорит о
«высших» в церкви: «В знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо,
для меня нет ничего особенного» (Гал.
2:6). Однажды, когда Петр, «особо знаменитейший» (Гал. 2:2), почитаемый «столпом» среди апостолов (2:9) и был старше Павла годами (Мк. 1:30; Деян.7:58), пришел в Антиохию и
«лицемерил» (Гал. 2:11-14) – не прямо
поступал по «истине Евангельской»
(Гал.2:14), то Павел «при всех»
(2:14) обличил Петра. Также Петр
и Иоанн однажды дерзновенно сказали книжникам, старейшинам, начальникам народа
и первосвященникам: «Вы распяли» Иисуса Христа (Дея. 4:5-10). Иисус Христос называл книжников и фарисеев «гробами
окрашенными» (Мф.23:27).
Сам Бог через пророков говорил о
ветхозаветных священниках и пастырях: «священники господствуют» (Иер. 5:31), «нарушают закон Мой» (Иез. 22:26), «учат за плату» (Мих. 3:11), «оскверняют святыню» (Соф. 3:4), «бесславят имя Мое» (Мал. 1:6), «сборище священников
убивают на пути» (Ос. 6:9), «спят
пастыри» (Наум 3:18), «пастыри губят
и разгоняют» (Иер. 23:1), «для многих
послужили соблазном» (Мал. 2:8).
Через Иеремию Господь говорит:
«Народ Мой, как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути; разогнали их по
горам» (50:6). Через Иезекииля: «Горе
пастырям ..., которые пасли себя самих ..., ели тук и волною одевались,
откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной
овцы не врачевали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и
жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею
всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому холму» (34:1-6).
В новозаветное время апостол
Павел говорит следующее: «По отшествии моем, к вам войдут лютые волки, не
щадящие стада» (Деян. 20:29).
«Волками» для церкви наносится больше ущерба, чем от нечестивых «пастырей»: они
разгоняют с особой жестокостью и потому сегодня, вероятно, большее количество «овец»
скитаются малыми группами и поодиночке. Утешительно то, что Бог не называет
рассеявшихся овец баранами или козлами, но они продолжают быть Его «овцами»:
«овцы Мои» (Иез. 34:6). О пастырях же
Всевышний говорит: «Горе пастырям ..., вот Я накажу вас» (Иер. 23:1,2); «вот Я – на пастырей» (Иез. 34:10)...
«Младшие, повинуйтесь пастырям» (1 Пет.5:5), «начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:5), «начальствующим
пресвитерам должно оказывать сугубую честь»
(1Тим. 5:17). Думаю, что на начальствующего, который жизнью своею
показывает пример благочестивой жизни, ни у кого не повернется язык на
злословие – на «злые, неодобрительные слова» (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). Верующим совершенно не
свойственны злословие, недоброжелательность, злодеяния. Однако верующим, из
любви к своим братьям и сестрам, Господь повелевает увещевать друг друга,
назидать, вразумлять, обличать, независимо кто из них является младшим или
старшим (Кол. 3:16; Еф. 3:13; 5:11;1 Фес.
5:14), потому что спасение необходимо всем и Христос «хочет, чтобы все
люди спаслись», включая и пастырей. Поэтому Слово Божие не говорит: «вразумляйте
друг друга, кроме пресвитера», «назидайте один другого, за исключением
диакона». В Евангельском христианстве нет доктрины о непогрешимости служителей.
Нигде в Слове не сказано, что "согрешают все, кроме
пастырей/служителей". Господь заповедует и младшим, и старшим повиноваться друг
другу (1Пет. 5:5)...
Слово Божие рекомендует
молиться о предстоятелях в народе Божьем (Кол.4:3;
1 Фес. 5:25; Евр. 13:18), повиноваться и быть покорными, «ибо они неусыпно
пекутся о душах ваших» (Евр. 13:17).
Условное подчинение. Безусловное ли подчинение
пастырям должно быть у младших при выполнении заповеди: «младшие, повинуйтесь
пастырям» или имеются какие-то условия?...
Отец Небесный говорит: «Дети,
повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф.
6:1). Слова «в Господе» объясняют нам пределы повиновения: если родители
требуют от детей то, что зарещает Господь, то дети не должны повиноваться родителям.
Как видим – Бог установил условие подчинения – «в Господе».
«Жены, повинуйтесь мужьям своим,
как прилично в Господе» (Кол.3:18). В
этом месте Священного Писания Бог повелевает жене повиноваться главе семьи с
условием: «как прилично в Господе». Это значит, что если муж требует от
жены в домашних делах или в поведении на людях, или в интимной жизни что-то
противоречащее учению Христа, что-то неприличное – не «в Господе», то она
обязана не подчиниться ему.
«Всякая душа да будет покорна
высшим властям» (Рим. 13:1). Наши
дедушки и бабушки, отцы и мамы не покорялись властям, когда им власть
приказывала: «Выпей, закури, спляши.., не ходите в собрание, не приводите в
церковь детей..., не верьте в Бога».
Может быть они нарушили заповедь Господа о покорности властям? стали
грешниками и грешниками умерли?.. Конкретно для Седраха, Мисаха и Авденаго
высшая власть приказала: «падите и поклонитесь истукану», но они не
поклонились!.. Даниилу высшей властью было приказано не молиться Богу в течение
тридцати дней, но он молился...
Почему эти верующие так
поступали? Потому что, Бог говорит:
«Должно повиноваться больше Богу, нежели людям ... Вина и крепких напитков не
пей... (Не кури)... Не будем оставлять
собрания своего... Кто ... о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже
неверного... (Не кланяйся идолам)...
Непрестанно молитесь» (Деян. 5:29; Лев.
10:9; (1 Кор. 3:16,17); Евр. 10:25; 1 Тим.5:8; (Ис. 44:9-20; 1Фес. 5:17).
От верующих Господь требует подчиняться властям до той степени, пока требования
«кесаря» станут противоречить заповедям Божьим.
Также и с заповедью Господа:
«Младшие, повинуйтесь пастырям». Один младший, которого звали Мартин Лютер, не
только не повиновался вселенскому «пастырю», но и сжег его учение, а
впоследствие – не послушался папского повеления приехать в Рим и восстал против
учения всей Католической церкви...
Должны ли сегодня члены церкви
безусловно повиноваться пресвитеру? Если пресвитер требует от члена церкви то,
что запрещает Христос, то верующий обязан не подчиниться! Кроме того – если
пресвитер и сам не живет по Евангелию, не является светом, не является примером
для подражания (не является начальником)
и ведет церковь не евангельским путем, то младшие, то есть – церковь, должны
убрать его с занимаемого служения, чтобы он не завел церковь далеко от
Христа.... Да не пугает вас сатана, тем, что вы похулите Духа Святого, если
согрешающему пастырю, скажете в глаза, что он служит сатане.
Сколько времени должен служить начальствующий/руководящий
пресвитер? В Евангелии ничего не говорится о сроке служения начальствующего
пресвитера. А вот, в Уставе одной из евангельских церквей сказано: «Пастор
избирается Общим Собранием членов Церкви, сроком на 20 лет». Похоже – на
пожизненный срок!! Невероятно вожделеннейшая должность!!
Но целесообразно избирать
пресвитеров (начальствующих-первопресвитеров или пресвитеров над какой-то
церковной частью) на более короткий ограниченный срок, чтобы человек не привык
к безграничной власти, не возгордился и не погиб. Ради вечного счастья
пресвитеров их
следует менять, потому что, как писал английский историк девятнадцатого века
Эктон: «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно». Эти слова
подтверждаются не только историей мира сего, но и Священным Писанием...
Так Соломон, став царем, сорок
лет царствовал над Израилем и было у него много жен «из тех народов, о которых
Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним»... Во время старости
Соломона жены его склонили сердце его к иным богам... И разгневался Господь на
Соломона» (3 Цар. 11:2,3,4,9).
Слово Божие говорит о царе
Ровоаме: «когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он
оставил закон Господа и весь Израиль с ним» (2Пар.
12:1). Об Озии – царе Иудейском: «Когда он сделался силен, возгордилось
сердце его на погибель его и он сделался преступником пред Господом». (2Пар. 26:16). Чтобы стать сильным нужны
годы – тогда сердце возгордиться и придет погибель.
Чтобы не случалось отступления от
Бога живого с предстоятелями в церкви, церковь должна ограничевать им срок служения. Какой продолжительности должен быть
срок? Церкви решать... Но, как мы уже читали выше, в Брянской области
пресвитеры поставляются на три года. Славянские церкви в США избирают
ответственных пресвитеров сроком на 3-4 года. Американские церкви заключают
договоры с посторами сроком на 3-5 лет. Думаю, что в наше время целесообразно
избирать ответственного пресвитера сроком на три года с возможностью быть
избранным еще один раз, но не подряд – не тут же после первого срока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий