Вера – это условие спасения, потому что Сам Христос сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» и «Кто будет веровать..., спасен будет». Вера, которой спасается человек, не является ни Божьей верой, поскольку не Бог верит вместо человека; ни коллективной человеческой верой, потому что для спасения конкретного человека нужна вера этого самого человека! Так говорит Слово Божие! Мы говорим сейчас о спасающей вере...
Есть
в Слове Божьем место, используя которое отдельные христиане пытаются доказать,
что Бог дает человеку веру и от самого человека спасение нисколько не зависит –
все зависит только от Бога. Бог одним дает веру и спасает, другим не дает веру
и не спасает. Соответственно – одни идут в вечное блаженство, а другие – в вечные
мучения. Это место следующее: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8,9)...
Но данное место показывает, что для спасения конкретного человека необходимо обоюдное действие Бога и человека. Со стороны Бога – благодать, дарующая возможность спасения, а со стороны конкретного человека – личная вера конкретного человека! Некоторые ошибочно полагают, что местоимение «сие» (т.е. «это») в словосочетании «сие не от вас, Божий дар», относится к слову «вера». И тогда, по их мнению, предложение должно читаться так: «Вера, которой спасаетесь, она не ваша, а Божий дар». Но слово «сие», являясь указательным местоимением среднего рода, не относится ни к слову «вера», ни к слову «благодать», так как эти слова являются существительными женского рода. Если бы слово «сие» относилось сразу к двум словам «вера» и «благодать», то это местоимение стояло бы во множественном числе -- «сии». Богословы из Даллаской семинарии пишут о том, что слово «сие» относится ко всей предыдущей фразе, в которой разговор идёт о богатстве благодати Божией, так как слово «богатство» является существительным среднего рода. Сын Божий, Слово Божие, Кровь Христа, проповедники Благой Вести, способность грешника видеть, слышать, открыть уста в покаянии и т.д. – всё это («сие») «преизобильное богатство благодати» не от нас, а «Божий дар»..
Мысль, которая будет изложена ниже, очень важна для понимания вопроса спасения. Разговор будет идти о взаимоотношениях между благодатью и верой. Слово «благодать» объясняет само себя: дать благо – дать нечто доброе, хорошее, необходимое. Множество разнообразных благ получает от Бога человечество, в том числе и каждый человек! Их не перечесть! В Библии, кроме приведенного места о «преизобильном богатстве благодати», говорится о «многоразличной благодати», о «всякой благодати», об «обилии благодати» и т.д.
Перечислим хотя бы некоторое из того, что входит в понятие «благодать»:
1. Бог даёт человеку всё необходимое для
его физической жизни, начиная от макромира с его галактическими системами до
микромира – всего не перечислить на страницах даже огромной книги. Бог также
даёт человеку способность дышать, видеть, слышать, передвигаться, кушать; Он
охраняет каждого человека и всё мироздание, включая планету Земля, от всякого зла,
которое пытается сделать сатана – противник Божий;
2. Бог также даёт всё необходимое человеку для приобретения жизни вечной в Небесном Его Царстве. Самой великой и драгоценной Благодатью для этого является Агнец Божий – Иисус Христос, без Которого не было бы никакой возможности спастись! Именно в Иисусе Христе люди имеют «преизобильное богатство благодати» . Благодаря Агнцу Небесному нам дана счастливейшая возможность жить вечно в Царстве Небесном, где Царём является Тот, Кто отдал жизнь за Своих подданных!
3. Благодать проявилась также и в том, что в Своём милосердии Бог духовно мёртвому человеку оставил способность видеть («многие из видевших, уверовали», слышать («вера от слышания»), размышлять о духовных вещах («тогда придите и рассудим»), способность открыть уста в покаянии («они покаялись от проповеди…»). В Своём милосердии Бог сделал всё это и сегодня продолжает творить всё новое («се, творю всё новое»;
4. Благодать Божия проявляется и в том, что Он посылает всем людям различные откровения о Себе, которые видны человеку на небесах и на земле («небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь… нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их»). И эти благовестники Бога доступны всем людям («по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их»);
5. Благодеяние человеку от Бога состоит и в том, что ему дано Священное Писание, которое являясь «светильником ноге и светом стезе» человека (Пс. 118:105), просвещало человечество вначале через проповедь Слова Божия Израилем, а сегодня просвещает через Церковь.
6. Благодать Божия заключается также и в том, что Он оставил на Земле Церковь для благовестия о Спасителе неверующим людям и для назидания верующих.
7. Благодатью Божьей является также Его долготерпение к падшему грешнику в течении всей жизни!
Благодаря такому богатству благодати мы спасены! И всякому очевидно, что «сие» (богатство благодати) не от нас! Потому что без нас Бог полагал основания Земли и «протягивал по ней вервь»; потому что не мы подсказали Богу дать впавшему в грех человечеству ещё один шанс на спасение, оставив ему свободу воли и необходимые качества для уверования; не мы определяли условия спасения. Веры человека, которою он спасается, хватает лишь для того, чтобы воспользоваться «обилием всякой благодати» от Бога. Она подобно капле в океане. Если бы не было такого обилия благодати, которая от Бога, то не появилась бы и спасающая вера у человека. В этом смысле можно сказать, что спасающая вера от Бога.
Однако всё обилие благодати Божией не спасает человека без веры человека и вера человека не спасает без благодати Божией! Мы спасены благодатью Божией через веру нашу!
Несмотря на великое обилие благодати Божией для жизни человека на Земле и для жизни на Небе, не все люди будут жить на Небе, потому что «не во всех вера» (2Фес. 3:2) и «не все послушались благовествования» (Рим. 10:16). Если, благодаря благодати Божией, человек увидел себя грешником, идущим в вечную погибель, услышал Благую весть о Спасителе Христе, подумал и уверовал, то благодать Божия для такого человека является основанием спасения, а его вера – условием спасения! И рассматриваемое нами место (Еф.2:8,9) подтверждает эту мысль: «Благодатью вы спасены через веру». Эти слова Бог говорит верующим («вы» – «святые и верные во Христе» – Еф. 1:1), указывая на то, что они спасены, потому что веруют («через веру»). Вера – это условие спасения!
Что является важнейшим для спасения – благодать или вера? Если бы Бог не дал нам Сына, то вера человека была бы безосновательной, бесполезной, бездейственной. Да и вообще не было бы веры, потому что не было бы краеугольного основания для веры – Иисуса Христа! При этом важно отметить, что Христос дарован всем людям, а не только некоторым. Если же при наличии благодати человек не уверует, то Жертва за грех для конкретного человека окажется бесполезной, бездейственной. Что же считать важнейшим для спасения – благодать Божию или веру человека?...
Личное спасение человека – это совместное действие Бога и конкретного человека! Если Бог предложил спасение, но человек не воспринял его личной верой, от этого спасение не унижается. Любое решение человека (уверование или неуверование) не отражается на основании спасения – на благодати, хотя уверование человека дает ему возможность жить счастливо в вечном Царстве Бога, а неуверование грешника влечет за собой его вечное пребывание в озере огненном/
«Сие не от вас» – несомненно: Агнец Божий и всё обилие благодати спасающей – это не от нас – Божий дар! Но вера спасающая – от нас! Вера спасающая, это личное свойство и принадлежность каждой личности! Хотя эта собственность – нечто ничтожно малое, но без веры человека не было бы спасения этого человека! Но разве мы можем ею хвалиться, когда она не основание нашего спасение, а лишь средство для его получения? И чем нам хвалиться? Тем, что, как тонущий в океане, хватается за круг, брошенный спасателем, так и мы «ухватились» верою за Христа?! Разве это заслуга?! Разве это дело?! Кто осмелиться сказать, что мои дела спасли меня?! Основание спасения – исключительно благодать Божья, а посредственное звено – вера – не может присвоить себе славу основания. Как видим, и это место (Еф. 2:8,9) не говорит о безусловном избрании Богом человека на спасение.
Из книги "Слово Божие и тезисы кальвинизма", находящейся в этом блоге в разделе "КНИГИ"
Анатолий
Лисовский
Комментариев нет:
Отправить комментарий