Мысль,
которая будет изложена ниже, очень важна для понимания вопроса спасения.
Разговор будет идти о взаимоотношениях между благодатью и верой. Слово «благодать» объясняет само себя: дать
благо – дать нечто доброе, хорошее, необходимое. Множество разнообразных благ
получает от Бога человечество, в том числе и каждый человек! Их не перечесть! В
Библии, кроме места о «преизобильном
богатстве благодати» (Еф.2:7), говорится о «многоразличной благодати» (1Пет. 4:10), о «всякой благодати» (1Пет.
5:10), об «обилии благодати» (Рим. 5:17) и т.д.
Перечислим
хотя бы некоторое из того, что входит в понятие «благодать»:
1.
Бог даёт человеку всё необходимое для
его физической жизни, начиная от макромира с его галактическими системами
до микромира – всего не перечислить на страницах даже огромной книги. Бог также
даёт человеку способность дышать, видеть, слышать, передвигаться, кушать; Он
охраняет каждого человека и всё мироздание, включая планету Земля, от
всякого зла, которое пытается сделать сатана – противник Божий;
2. Бог также даёт всё необходимое человеку для приобретения жизни вечной в Небесном Его Царстве. Самой великой и драгоценной Благодатью для этого является Агнец Божий – Иисус Христос, без Которого не было бы никакой возможности спастись! Именно в Иисусе Христе люди имеют «преизобильное богатство благодати» (Еф. 2:7). Благодаря Агнцу Небесному нам дана счастливейшая возможность жить вечно в Царстве Небесном, где Царём является Тот, Кто отдал жизнь за Своих подданных!
3. Благодать проявилась также и в том, что в Своём
милосердии Бог духовно мёртвому
человеку оставил способность видеть («многие из видевших, уверовали» – Иоан.
11:45), слышать («вера от
слышания» – Рим.10:17), размышлять о духовных вещах («тогда придите и рассудим» – Ис. 1:18),
способность открыть уста в покаянии («они
покаялись от проповеди…» – Лук. 11:32; ср. Деян. 17:30). В Своём милосердии
Бог сделал всё это и сегодня продолжает творить всё новое («се, творю всё новое» – Откр. 21:5);
4.
Благодать Божия проявляется и в том, что Он посылает всем людям
различные откровения о Себе, которые видны человеку на небесах и на земле («небеса проповедуют славу Божию и о делах
рук Его вещает твердь… нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» –
Пс. 18:2,4). И эти благовестники Бога доступны всем людям («по всей земле прошел голос их, и до
пределов вселенной слова их» – (Рим. 10:18);
5. Благодеяние человеку от Бога состоит и в том, что ему дано Священное Писание, которое являясь «светильником ноге и светом стезе» человека (Пс. 118:105), просвещало человечество вначале через проповедь Слова Божия Израилем, а сегодня просвещает через Церковь;
6. Благодать Божия заключается также и в том, что Он оставил на Земле Церковь для благовестия о Спасителе неверующим людям и для назидания верующих;
7. Благодатью Божьей является также Его долготерпение к падшему грешнику в течение всей жизни!
Благодаря
такому богатству благодати мы спасены! И всякому очевидно, что «сие» (богатство
благодати) не от нас! Потому что без нас Бог полагал основания Земли и «протягивал по ней вервь»; потому что не
мы подсказали Богу дать впавшему в грех человечеству ещё один шанс на спасение,
оставив ему свободу воли и необходимые качества для уверования; не мы
определяли условия спасения. Веры человека, которою он спасается, хватает лишь
для того, чтобы воспользоваться «обилием
всякой благодати» от Бога. Она подобно капле в океане. Если бы не было
такого обилия благодати, которая от Бога, то не появилась бы и спасающая вера у
человека. В этом смысле можно сказать, что спасающая вера от Бога. Однако
всё обилие благодати Божией не спасает человека без веры человека и вера
человека не спасает без благодати Божией! Мы спасены благодатью Божией через
веру нашу!
Несмотря
на великое обилие благодати Божией для жизни человека на Земле и для жизни на
Небе, не все люди будут жить на Небе, потому что «не
во всех вера» (2Фес. 3:2) и «не все послушались
благовествования» (Рим. 10:16).
Если, благодаря благодати Божией, человек увидел себя грешником, идущим в
вечную погибель, услышал Благую весть о Спасителе Христе, подумал и уверовал,
то благодать Божия для такого человека является основанием спасения,
а его вера – условием спасения! И
рассматриваемое нами место (Еф.2:8,9)
подтверждает эту мысль: «Благодатью вы
спасены через веру». Эти слова Бог говорит верующим («вы» – «святые и верные во Христе»
– Еф. 1:1), указывая на то, что они спасены, потому что веруют («через веру»). Вера –
это условие спасения!
Что является важнейшим для спасения – благодать или вера? Если бы Бог не дал нам Сына, то вера человека была бы безосновательной, бесполезной, бездейственной. Да и вообще не было бы веры, потому что не было бы краеугольного основания для веры – Иисуса Христа! При этом важно отметить, что Христос дарован всем людям, а не только некоторым. Если же при наличии благодати человек не уверует, то Жертва за грех для конкретного человека окажется бесполезной, бездейственной. Что же считать важнейшим для спасения – благодать Божию или веру человека?...
Личное спасение человека – это
совместное действие Бога и конкретного человека! Если
Бог предложил спасение, но человек не
воспринял его личной верой, от этого спасение не унижается. Любое решение человека
(уверование или неуверование) не отражается на основании спасения – на
благодати, хотя уверование человека дает ему возможность жить счастливо в
вечном Царстве Бога, а неуверование грешника влечет за собой его вечное
пребывание в озере огненном.
«Сие не от вас» – несомненно: Агнец Божий и
всё обилие благодати спасающей – это не от нас – Божий дар! Но вера спасающая –
от нас! Вера спасающая, это личное свойство и принадлежность каждой
личности! Хотя эта собственность – нечто ничтожно малое, но без веры человека не было бы спасения этого
человека! Но разве мы можем ею хвалиться, когда она не основание нашего
спасение, а лишь средство для его получения? И чем нам
хвалиться? Тем, что, как тонущий в океане, хватается за круг, брошенный
спасателем, так и мы «ухватились» верою за Христа?! Разве это заслуга?! Разве это дело?! Кто осмелиться сказать, что
мои дела спасли меня?!
Основание спасения – исключительно благодать Божья, а посредственное звено –
вера – не может присвоить себе славу основания. Как видим, и это место (Еф. 2:8,9) не говорит о безусловном
избрании Богом человека на спасение...
Из книги "Слово Божие и тезисы кальвинизма", находящейся в этом блоге в разделе "КНИГИ"
Комментариев нет:
Отправить комментарий