Вера и благодать




Мысль, которая будет изложена ниже, очень важна для понимания вопроса спасения. Разговор будет идти о взаимоотношениях между благодатью и верой. Слово «благодать» объясняет само себя: дать благо – дать нечто доброе, хорошее, необходимое. Множество разнообразных благ получает от Бога человечество, в том числе и каждый человек! Их не перечесть! В Библии, кроме места о «преизобильном богатстве благодати» (Еф.2:7), говорится о «многоразличной благодати» (1Пет. 4:10), о «всякой благодати» (1Пет. 5:10), об «обилии благодати» (Рим. 5:17) и т.д.

Перечислим хотя бы некоторое из того, что входит в понятие «благодать»:

1.    Бог даёт человеку всё необходимое для его физической жизни, начиная от макромира с его галактическими системами до микромира – всего не перечислить на страницах даже огромной книги. Бог также даёт человеку способность дышать, видеть, слышать, передвигаться, кушать; Он охраняет каждого человека и  всё мироздание, включая планету Земля, от всякого зла, которое пытается сделать сатана – противник Божий;

        2.    Бог также даёт всё необходимое человеку для приобретения жизни вечной в Небесном Его Царстве. Самой великой и драгоценной Благодатью для этого является Агнец Божий – Иисус Христос, без Которого не было бы никакой возможности спастись! Именно в Иисусе Христе люди имеют «преизобильное богатство благодати» (Еф. 2:7). Благодаря Агнцу Небесному нам дана счастливейшая возможность жить вечно в Царстве Небесном, где Царём  является Тот, Кто отдал жизнь за Своих подданных!

3.    Благодать проявилась также и в том, что в Своём милосердии Бог   духовно мёртвому человеку  оставил способность видеть («многие из видевших, уверовали» – Иоан. 11:45), слышать («вера от слышания» – Рим.10:17), размышлять о духовных вещах («тогда придите и рассудим» – Ис. 1:18), способность открыть уста в покаянии («они покаялись от проповеди…» – Лук. 11:32; ср. Деян. 17:30). В Своём милосердии Бог сделал всё это и сегодня продолжает творить всё новое («се, творю всё новое» – Откр. 21:5);

4.    Благодать Божия проявляется и в том, что Он посылает всем людям различные откровения о Себе, которые видны человеку на небесах и на земле («небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь… нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» – Пс. 18:2,4). И эти благовестники Бога доступны всем людям («по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» – (Рим. 10:18); 

        5.    Благодеяние человеку от Бога состоит и в том, что ему дано Священное Писание, которое являясь «светильником ноге и светом стезе» человека (Пс. 118:105), просвещало человечество вначале через проповедь Слова Божия Израилем, а сегодня просвещает через Церковь;

        6.    Благодать Божия заключается также и в том, что Он  оставил на Земле Церковь для  благовестия о Спасителе неверующим людям и для назидания верующих;

7.    Благодатью Божьей  является также Его долготерпение к падшему грешнику в течение всей жизни!

Благодаря такому богатству благодати мы спасены! И всякому очевидно, что «сие» (богатство благодати) не от нас! Потому что без нас Бог полагал основания Земли и «протягивал по ней вервь»; потому что не мы подсказали Богу дать впавшему в грех человечеству ещё один шанс на спасение, оставив ему свободу воли и необходимые качества для уверования; не мы определяли условия спасения. Веры человека, которою он спасается, хватает лишь для того, чтобы воспользоваться «обилием всякой благодати» от Бога. Она подобно капле в океане. Если бы не было такого обилия благодати, которая от Бога, то не появилась бы и спасающая вера у человека. В этом смысле можно сказать, что спасающая вера от Бога. Однако всё обилие благодати Божией  не спасает человека без веры человека и вера человека не спасает без благодати Божией! Мы спасены благодатью Божией через веру нашу!

Несмотря на великое обилие благодати Божией для жизни человека на Земле и для жизни на Небе, не все люди будут жить на Небе, потому что  «не во всех вера» (2Фес. 3:2) и «не  все послушались благовествования» (Рим. 10:16). Если, благодаря благодати Божией, человек увидел себя грешником, идущим в вечную погибель, услышал Благую весть о Спасителе Христе, подумал и уверовал, то благодать Божия для такого человека является основанием спасения, а его вера – условием спасения! И рассматриваемое нами место (Еф.2:8,9) подтверждает эту мысль: «Благодатью вы спасены через веру». Эти слова Бог говорит верующим вы»«святые и верные во Христе» – Еф. 1:1), указывая на то, что они спасены, потому что веруют («через веру»). Вера – это  условие спасения!

             Что является важнейшим для спасения – благодать или вера? Если бы Бог не дал нам Сына, то вера человека была бы безосновательной, бесполезной, бездейственной. Да и вообще не было бы веры, потому что не было бы краеугольного основания для веры – Иисуса Христа! При этом важно отметить, что Христос дарован всем людям, а не только некоторым. Если же при наличии благодати человек не уверует, то Жертва за грех для конкретного человека окажется бесполезной, бездейственной. Что же считать важнейшим для спасения – благодать Божию или веру человека?... 

Личное спасение человека – это совместное действие  Бога и конкретного человека! Если Бог предложил  спасение, но человек не воспринял его личной верой, от этого спасение не унижается. Любое решение человека (уверование или неуверование) не отражается на основании спасения – на благодати, хотя уверование человека дает ему возможность жить счастливо в вечном Царстве Бога, а неуверование грешника влечет за собой его вечное пребывание в озере огненном.

 «Сие не от вас» – несомненно: Агнец Божий и всё обилие благодати спасающей – это не от нас – Божий дар! Но вера спасающая – от нас!  Вера спасающая, это личное свойство и принадлежность каждой личности! Хотя эта собственность – нечто ничтожно малое, но  без веры человека не было бы спасения этого человека! Но разве мы можем ею хвалиться, когда она не основание нашего спасение, а лишь средство для его получения? И чем нам хвалиться?  Тем,  что, как тонущий   в океане, хватается за круг, брошенный спасателем, так и мы «ухватились» верою за Христа?! Разве это заслуга?!  Разве это дело?! Кто осмелиться сказать, что мои дела спасли меня?! Основание спасения – исключительно благодать Божья, а посредственное звено – вера – не может присвоить себе славу основания. Как видим, и это место (Еф. 2:8,9) не говорит о безусловном избрании Богом человека на спасение...

Из книги "Слово Божие и тезисы кальвинизма", находящейся в этом блоге в разделе "КНИГИ"


Комментариев нет:

Отправить комментарий

наверх