Публикация вызвала огромный резонанс у пользователей фейсбук. Сделано было более четырехсот шестидесяти комментариев и львиная доля комментаторов поддерживала зятя автора и считает, что на богослужение можно ходить так же как ходят сегодня в любом общественном месте, даже в купальном костюме, если церковь расположена недалеко от места отдыха...
Меня очень заинтересовал вопрос: в каком одеянии верующие должны приходить в Дом Молитвы церкви на богослужение? Так же ли, как мы одеваемся в обычный день просто «на люди» – в магазин, на работу, на улицу и т. п.?..
Богу не безразлично, в каком одеянии предстает пред Ним человек. Подтверждение этому мы находим в истории, случившейся в Едемском саду... Когда, после согрешения, Адам и Ева стали наги и сшили себе опоясания из каких-то, может быть, фиговых листков, то Бог показал, что этих листьев не достаточно и «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожанные», которые надежно прикрывали греховные тела человеков. Эти одежды были не для защиты человека от холода, потому что в Едемском саду ещё не было холодов...
Второе, что пришло мне на сердце, был вопрос: разве не в особую одежду облекаемся мы, идя на интервью при поступлении на работу или в администрацию города? Правила поведения людей в обществе (правила приличия) обязывают человека разбираться: куда и в каком одеянии идти. Представьте, что вам необходимо идти на прием к Президенту страны?! Но в Доме Молитвы несравненно больше Президента страны – Владыка всей Вселенной!..
В некоторых мирских заведениях для сотрудников устанавливаются «эстетические нормы», регламентирующие дресс-код в учреждении. Предлагается даже приравнять ношение некоторой одежды «к мелкому хулиганству». Депутатами одного городского совета было предложено «ввести в городе дресс-код, чтобы ... одевались в соответствии со статусом посещаемых мест». А что говорят «сыны света»? Они говорят: «Покажите мне, где написано в Библии, что нельзя приходить в шортах», «Особо «праведные» братья пусть проповедуют в хитонах, пусть помалкивают и не мешают другим проявлять свободу во Христе», «Это религиозный бред. Не занимайтесь дурью»...
Те, для которых нет разницы в каком одеянии идти в Дом Молитвы, говорят, что Бог присутствует не только в Доме Молитвы, но везде: Он и на улице, и на работе, и в магазине, и в частном доме, поэтому, «не одеваться же нам по-особенному везде?» Действительно, Бог видит нас везде, даже в спальной комнате, но почему-то для особого общения человека с Ним, Он Сам избрал специальное место. Так, во время движения Израильтян в обетованную землю, Бог находился «среди стана» и, конечно же, видел всех и во всяком месте, но не без Божьего водительства Моисей поставил свой шатер вне стана «и назвал его скиниею собрания; и каждый ищущий Господа, приходил в скинию собрания». Ищущий Господа, приходил в скинию, подобно, как сегодня верующий приходит в Дом Молитвы. Затем в пустыне у Синая была построена скиния, по образцу, указанному Господом Моисею. Скиния, а затем храм были местом особого присутствия Божьего. То есть, всегда были места особого присутствия Божьего. О будущем месте общения со Своим народом Бог говорил через пророка Исаию: «Дом Мой назовется домом молитвы», как мы и называем сегодня место наших богослужений...
Человек, не заботящийся о своем дресс-коде на богослужении, проявляет бесцеремонно-фамильярное, панибратское отношение к Богу. Но в Слове Божьем мы находим, что Всевышнему не безразлично отношение к Нему Его народа. Он учредил специальные одежды священникам для служения в храме, в которые они должны были переодеваться; запретил священникам подниматься по ступеням к жертвеннику, «чтобы не открылась нагота» их и подъем осуществлялся по наклонной плоскости – по пандусу. Одним из условий встречи Израильтян с Богом у горы Синай, были чистые одежды. Господь передал народу через Моисея, чтобы они «вымыли одежды свои». Господь вразумляет Израильтян: «Сын чтит отца, и раб – господина своего; если Я – отец, то где почтение ко Мне? и если Я – Господь, то где благоговение предо Мною?». Появление верующего на богослужении в неприличной одежде, схоже с принесением «худой» жертвы Богу Израильтянами, о которой Бог говорит: «когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?». Приди на интервью к менеджеру в шортах или рваных брюках, будет ли он доволен тобою и примет ли тебя?..
Христос был кроток и смирен, но из ревности по Дому Отца, Христос совершил действия, не свойственные Ему: «сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Поэтому, есть опасность, что Христос поступит когда-нибудь также с приходящими в неподобающем виде в Дом Молитвы...
Свобода совести каждого верующего – это один из Евангельских принципов, утвержденных Христом. Однажды Он сказал оставшимся ученикам, после того как многие из учеников ушли от Него: «не хотите ли и вы отойти?». Господь желает, чтобы Его ученики были благоразумными, но побуждает к этому не с насилием. Может быть поэтому все мы разные. Такими же разными являются и поместные церкви. Об этом нам ярко свидетельствуют послания Христа к семи церквам в Откровении...
Согласно Нового Завета Церковь является представителем Христа на земле. Она – Тело Христа. Церкви даны права «связывать» («что свяжете ...»), «прощать» («кому простите ...»). Она есть «столп и утверждение истины». Каждая поместная церковь индивидуальна, автономна и самостоятельна; независима от других церквей или церковных объединений и сама несёт всю полноту ответственности перед Богом за своё служение. Христос есть Глава поместной церкви, но главным видимым органом управления церковью является членское собрание, то есть – коллектив церкви. И потому каждая церковь, имея свою «коллективную совесть», кроме предписанных Словом Божьим положений, может устанавливать правила, четко не оговоренные в Священном Писании, в том числе и форму одежды членов церкви при посещении богослужений. Для не членов церкви могут быть исключения, в связи с их непредвиденным характером посещения церкви. Никакая другая церковь или отдельный человек не должны осуждать «странность» установленных правил церковью, потому что то, что делает каждая церковь (каждый член церкви) – для Господа делает и каждая церковь (каждый член церкви) предстанет на суд Христов. Верующий, которому нравится ходить на богослужения в шортах, но церковь не разрешает такой дресс-код, должен идти в ту церковь, в Дом Молитвы которой разрешается приходить в шортах на богослужения. Если такой церкви нет в населенном пункте, то христианин должен смириться и подчиниться установлениям той церкви, в которую он может входить. А приходить со своим дресс-кодом в церковь, в которой он не приемлем и приучать церковь к своим правилам – это, по меньшей мере, бесчинство, а по большей – наглость. Перефразируя слова из Рим.14:20, потому что варьирование в стихе 21 («не делать ничего такого»), дает на это право, скажу: «худо человеку, который одевается на соблазн»...
Для верующих Словом Божьим установлено правило: чтобы одевались как «прилично святым». Но правила приличия меняются со временем. Та одежда, которую носили во времена Христа, сегодня будет выглядеть крайне неприличной. Для сегодняшних святых неприличной будет и одежда X- го, XV- го и даже XIX – го веков. Кроме исторического имеется еще и географический фактор. Так, женщины некоторых племен Африки чувствуют себя свободными в набедренной повязке, с примитивными бусами на шее и с голой грудью. Будет ли прилично верующей женщине из Африки придти в таком «одеянии» в Дом Молитвы российской церкви? Поэтому, приходить в Дом Молитвы поместной церкви надо как прилично святым в данный исторический момент, в данной географической местности и в данной этнической культуре...
Какими принципами должны руководствоваться церкви при установлении правил ношения одежды во время богослужения, а отдельный верующий – в быту? Слово Божие (Бог) призывает нас: «Живите тихо» и «Не любите мира, ни того, что в мире». Верующий не должен гнаться за модой мира. Говоря: «Вы – свет миру», Христос не имел в виду, что христиане должны «светить» модной одеждой и мирские должны подражать верующим в их модном одеянии. Слово Божие отдает главенство «нетленной красоте кроткого» духа, призывая верующих концентрироваться на внутренней красоте – на красоте души. Светом для мира должна быть нравственная жизнь верующих! Погоня за модой мира неприлична святым. Христиане, стремящиеся за модой, этим показывают, что они любят мир.
Не устанавливая в Библии форму одежды для богослужений, Бог дал христианам свободу выбирать одежду в соответствии с временем, географическими условиями и культурой этноса, поставив только одно условие – чтобы она была «как прилично святым». Одежда должна быть современной, но не модной; скромной, чистой, опрятной; сексуально не провоцирующей, не дорогостоящей и другой, не отвлекающей внимание присутствущих от поклонения Богу...
Любовь к ближнему и к себе является следующей причиной, почему верующий должен разборчиво подходить к одежде, в которой собирается идти в Дом Молитвы... Любой человек живет в окружении других людей и поступки одного отражаются на жизни многих. Христос заповедует Своим ученикам: «Да любите друг друга» и неправильные действия одного по отношению к другому бумерангом возвращаются к первому. Христос говорит, что кто соблазнит одного из верующих, «тому лучше было бы, если бы ... потопили его во глубине морской». Верующий человек, пришедший в Дом Молитвы в необычной для этой церкви одежде, будет отвлекать внимание братьев и сестер от слушания Слова Божьего и от назидания, которое и происходит в церкви. Христианин, любящий Бога и детей Божьих, не может позволить себе, чтобы ради его удобства и какого-нибудь удовольствия, что-то отвлекало братьев и сестер от происходящего в Доме Молитвы.
Также верующий не станет соблазнять своих братьев и сестер, чтобы когда-нибудь не услышать Слов Христа: «горе тому, через кого они (соблазны – авт.) приходят». Это относится как к мужчинам, так и к женщинам, которые приходят в коротких юбках, в обтягивающих брюках; в платьях, с большими вырезами на спине и глубокими декольте. Человек, любящий Господа и ближних, будет внимателен к своей одежде, в которой идет в Дом Молитвы, чтобы ничем не спровоцировать детей Божьих на какой-нибудь грех...
И пусть никто не говорит по поводу своего неподобающего дресс-кода в Доме Молитвы: «Меня не волнует отношение членов церкви к моей одежде! Пусть не соблазняются! Это их проблемы!». В связи с этим, кроме Христовых предупреждений, изложенных выше, приведу еще одно... В первом Послании в Коринфянам Апостол Павел пишет: «кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Мы знаем, что Церковь – «есть Тело Его». Безразлично относясь к членам церкви, не рассуждая о церкви Господней, вы рискуете быть наказанным немощью, болезнью и смертью...
Как поступать с
неверующими, пришедшими в Дом Молитвы, в неподобающей одежде... Один
комментирующий пост в фейсбуке задает вопрос представителям консервативных
церквей: «Вот, если к вам пришла женщина легкого поведения в своем наряде и
макияже. Что бы вы сделали с ней?». Другая рассказывает, как её знакомая
«пришла на служение в мини юбке, потому что надеть было нечего. Так ей сделали
замечание. Она ушла... Вы вспомните, для чего вообще церковь?». Третья
вразумляет консервативных: «Строгие правила в одежде всегда будет скучно,
неинтересно. А теперь представьте собрание, где люди одеваются стильно,
современно, где их не долбят за одежду, прически, макияж, тату, пирсинг и при
этом делают упор на общение с Богом, на близость с Ним, на поиск Его воли»...
А действительно,
для чего церковь?! Что ищут в церкви люди?
Для чего приходят?
Являясь членом церкви
более тридцати лет, я заметил некоторые причины прихода людей в церковь:
-- молодые люди
ищут себе в церквах Евангельских христиан порядочных, высоконравственных
спутников жизни;
-- желание уехать в западные страны через церкви
Евангельских христиан, потому что только Евангельским христианам предоставлялся
статус беженца;
-- получение каких-то материальных выгод. Например,
Евангельские христиане дружны и активно помогают друг другу; или, например,
чтобы устроиться на хорошую работу, потому что с перестройкой, когда руководителям
предприятий уже не предписывалось гнать верующих, они с удовольствием принимают
дисциплинированных непьющих Евангельских христиан;
-- не исключаю,
что есть какие-то тайные материальные или плотские причины, например, в среде
простых, ничем не примечатальных, скромно одевающихся людей, выглядеть
особенным, необыкновенным;
-- и последняя причина, ещё не озвученая мной, но являющейся единственной, ради которой люди должны приходить к Христу...
Однажды Христос сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Христос хочет, чтобы в Нему приходили люди, считающие себя обремененными грехами, старающиеся избавиться от них, но не имеющие собственных сил это сделать. Для таких людей ничего не значат ни модные, ни драгоценные одежды; ни драгоценные металлы; для них нет разницы, какую одежду им скажет носить Спаситель. Для них главное – жить так, как скажет им Агнец Небесный, который Кровью Своею омыл все их грехи и этим успокоивший их! Который невыносимо страдал за них, умер вместо них мученической и позорной крестной смертью и был вместо них в аде! Поэтому, приход человека в церковь, для того, чтобы были прощены его грехи – это единственная резонная цель, которая приветствуется Богом!
Люди обремененные грехами, у которых уже нет сил сбросить
их со своей души и ищущие Спасителя, нисколько не смутятся формой одежды,
установленной церковью для посещения её Дома Молитвы...
Неверующие люди, по причине неосведомленности о
дресс-коде в Доме Молитвы (хотя, думается, что нет такого человека, который не
знал бы, что «в церковь» необходимо приходить в особой одежде), могут прийти и
в неустановленной церковью форме одежды, но, после кроткого обьяснения
установленного дресс-кода, человек, ищущий Бога, а не чего-нибудь другого, следующий
раз придет соответственно...
Все люди разные. Есть те, которые, читая Библию, ищут
фразу: «Бога нет» и слов, подтверждающих эту мысль. Также и называющие себя
христианами – все разные: консервативные и либеральные, кальвинисты и
арминиане, «отделенные» и «регистрированные», «сухие» и «мокрые»,
«единственники» и «триединственники» и т. д. Но, как говорят: «Никто и никому
не вствит свои мозги», также никто и никому не вставит свою совесть... Да и не
стоит, потому что Сам Бог не принуждает человека в вопросе совести: «Не хотите
ли и вы отойти?». Он просто советует: «Веруй ... и спасешься»... Реального
спасения вам братья и сестры!
Анатолий
Лисовский
P.S. На
слова автора поста о том, что его зять «никого и не заставлял снимать штаны и ходить на богослужения в
шортах»...
Нечестивые из Псалма 72 также никого не заставляли быть нечестивыми, но «туда
же обращался народ Его».
Комментариев нет:
Отправить комментарий