О необходимости понимания: что такое рукоположение

       


Размышление о рукоположении священнослужителей – ни в коем случае не праздное и не пустое занятие для верующего человека. Почему чрезвычайно важно понимать каждому Евангельскому христианину: что такое рукоположение служителей?..

Первая причина – чтобы Евангельский христианин не стал поклоняться и целовать руки своим священникам, как это делают православные и католические христиане, потому что веруют, что священнослужитель является носителем и передатчиком благодати и руководящих полномочий, которые переданны ему от Самого Иисуса Христа через рукоположения от Апостолов и далее – через других рукоположенных служителей. Такое понимание рукоположения смертельно для тех, кто кланяется и для тех, кому кланяются.  

Учение католиков и православных об Апостольской преемственности обосновывает «решающую роль иерархии церковной в процессе спасения» (www.onlinedics.ru).  По этой причине «миряне» раболепствуют перед «духовным клиром», боясь быть отверженными от спасения. Религиозные люди трепещут перед «носителями благодати», у них концентрируется внимание не на поклонении Христу и Его Слову, а на поклонении «папе» («батюшке») и его слову. Верующие приучаются слушаться человеков более, нежели Бога. По сути, такое отношение к служителям – это поклонение Ваалу, потому что, «Ваал ... есть господин» (Библейский словарь Эрика Нюстрема, стр. 54).  Слово же Божие учит нас поклоняться только Богу, слушаться только Его и надеяться только на Него (Деян. 4:19; Откр. 22:8-9).

Второй причиной необходимости знать суть рукоположения служителей, является опасность при неправильном понимании этого вопроса, рукоположенным служителям уподобиться в своей гордыне сатане и подпасть осуждению с диаволом....

Третья причина – чтобы во время гонений верующие знали как совершать домостроительство Церкви, когда невозможно найти рукоположенного служителя для совершения церковных таинств (хлебопреломление, крещение) и других церковных служений, как например, рукоположение, бракосочетание, молитва над детьми и другое...

Как уже было сказано, православные и католики считают, что при рукоположении от уже рукоположенного «носителя и передатчика благодати» передается благодать и духовные дары, а также руководящие полномочия рукополагаемому человеку и потому «мир» раболепствует перед духовенством, а «клир» превозносится. Подобное положение все больше проявляется и в Евангельских церквах. Так, Владимир Гридасов, служащий на христианском радио, в статье «Новозаветное священство» привел цитаты из писем радиослушателей: «Наш пресвитер... никому не подотчетен. Решение пресвитера – истина в последней инстанции... Рядовой член церкви научен с кафедры, что если пастор вычеркнет шариковой ручкой (чью-то) фамилию из церковной книги, то его душа сразу же направляется в ад» (foru.ru/slovo.17959.html)…

Что же такое рукоположение служителей в церкви?

Деян. 6:1-6 – Это первое место в Новом Завете о рукоположении служителей, поэтому очень важно исследовать его очень внимательно... По предложению Апостолов, которое было «угодно ... всему собранию», члены Иерусалимской церкви «избрали» себе служителей и «их поставили перед Апостолами и сии, помолившись, возложили на них руки». Слово Божие не говорит, что после возложения рук Апостолов служителями была передана им благодать, или сила, или власть, или дары...  

Почему же после избрания этих семерых члены церкви поставили перед Апостолами для возложения рук? Чем при этом руководствовалась церковь? В Новом Завете еще не было ни одного случая, когда на избранных служителей возлагали руки! Христос не возлагал рук на избранных Им Апостолов! Откуда и что о возложении рук могли знать члены Иерусалимской церкви?.. Уверовавшие во Христа евреи, бывшие Иудеи, знали о возложении рук из ветхозаветных Писаний.  Какое место из Ветхого Завета о рукоположении служителя могло стать примером для Иерусалимской церкви?

Единственным примером и подобием для поставления служителей перед Апостолами мог стать пример возложения рук Моисеем на Иисуса Навина (Чис. 27:22,23):

а) Моисей был избран лично Богом, и Апостолы были избраны лично Богом – Иисусом Христом;

б) Моисей (и это знали все евреи) был великим пророком, с которым говорил Сам Бог устами к устам, и Апостолы были великими столпами веры и общались со Христом устами к устам, «начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся» (Деян. 1:21,22);

в) Моисей творил великие чудеса (Числ. 12:7,8; Ин. 9:29), и Апостолы творили много чудес.

Для чего члены Иерусалимской церкви поставили своих избранников перед Апостолами и те возложили на них руки? Чтобы Дух Святой сошел на избранных? Нет – эти семь избранных уже были верующими людьми, крещенными Духом в день Пятидесятницы и даже, более того, как мы читаем, что они были «исполнены Святого Духа» до возложения рук! Когда Моисей возложил руки на Иисуса Навина, в котором тоже уже был Дух (Числ. 27:18), то говорится, что Иисус Навин «исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои» (Втор. 34:9). Но Апостолы возлагали руки на верующих людей уже (!) «изведанных» и уже (!) «исполненных Святого Духа», и уже (!) «исполненных премудрости»! Может быть через возложение рук апостольских избранные служители получили дар для служения? Но церковь и избрала их по причине наличия у них дара вспоможения (1 Кор. 12:18). Дар у них уже был! Церковь не может и не должна избирать себе бездарных служителей!

Тогда для чего возлагались на них руки Апостолов?... Руки Апостолов возлагались на избранных церковью служителей, чтобы через них, по молитве церкви, избранникам церкви были посланы от Господа благословения и сила для несения служения, на которое их избрала церковь; для осуществления их успешного труда в церкви; чтобы избранникам была послана особая защита от дьявола, от его злых духов и злых людей...

Для чего сегодня рукополагают служителей? Что это приносит будущему служителю? Чего недостает современному избраннику церкви и что ему нужно? Может быть, в нем нет Духа Святого? Но Cлово Божие говорит, что Дух Божий живет в каждом верующем (1 Кор. 3:16-17; 6:19)! Может быть, у него нет дара Духа Святого? Но, если служителя избрала церковь на служение, значит она увидела в нем необходимый дар для этого служения! Может быть, в избраннике церкви нет мудрости? Но качества, которые должны наличествовать у избираемого служителя, согласно Священному Писанию, – «непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, тих, миролюбив, не сребролюбив» и т. д., – говорят о том, что этот человек мудр!..

Почему Иисус Навин получил благословения в виде «духа премудрости»? «Потому что Моисей возложил на него руки свои». Но разве благословения пришли от Моисея? Мы знаем что Бог – Источник всяких благ! Бог послал их через Моисея – человека кроткого, человека Божьего, человека святого!..

Сегодня, как и в первом веке, при рукоположении по просьбе церкви, через руки возлагающего, избраннику ниспосылаются от Бога благословения на конкретное служение в данной поместной церкви,  духовная и физическая сила, а также особая защита от дьявольских сил, потому что сатана старается, прежде всего, поразить пастыря, чтобы рассеялись овцы Божьего стада (Мф. 26:31). Рукоположение служителя – это молитва церкви, обращенная к Богу во время поставления на служение избранного ею служителя с просьбой об оказании ему конкретной помощи в его конкретном служении в данной церкви.

Иван Степанович Проханов в свое время писал: «Рукоположение пресвитеров и диаконов мы понимаем, ... как особый род торжественной молитвы» (Проханов И.С., «Новая или Евангельская жизнь», том. II. – М., стр. 154). Ни в коем случае это – не передача какой-то магической силы, какого-то дара или власти, передающихся от рукоположенного к рукополагаемому!...

Православное и католическое духовенство, а сегодня уже и священнослужители Евангельских христиан учат, что рукополагать должен только особый рукоположенный столп. Но Священное Писание говорит не так... И это подтверждает следующее место Священного Писания...

Деян. 13:1-3: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и, возложивши на них руки, отпустили их»...

Кто возлагал руки на Варнаву и Савла? В Антиохийской церкви не было Апостолов, перед которыми можно было бы, как в Иерусалимской церкви, поставить Варнаву и Савла, чтобы те возложили на них руки. Церковь в Антиохии была образована рассеявшимися из Иерусалима после гонений (Деян. 8:1; 11:19, 21). Рассеявшиеся же были «все, кроме апостолов» (8:1). Поскольку Апостолы остались в Иерусалиме, при создании церкви в Антиохии их не было.

Апологеты епископального управления учат, будто на Варнаву и Савла возложили руки «руководители» Антиохийской церкви, но Слово Божие говорит, что руководителями этой церкви как раз и были Варнава и Савл! Церковь в Антиохии образовали «некоторые... Киприяне и Киринейцы». Первым учителем этой церкви был Варнава, которого прислала Иерусалимская церковь для утверждения в вере уверовавших из язычников. «Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, нашедши его, привел в Антиохию» и они «учили» (Деян. 11:25,26). Так что в этой церкви руководителями были как раз Варнава и Савл (Деян. 11:19-26). Поэтому руки на Варнаву и Савла возложили равные им, а если принять во внимание, что Варнава и Савл были начальствующими в слове, поскольку они «учили» (Деян. 11:26), то руки возложили «низшие» за них пророки и учители (13:1). Церковь же молилась о ниспослании им благословений и силы на служение, об особой мудрости, об особой охране братьев...

Здесь и прервалась преемственность возложения рук от Апостолов! Благодать и благословения при рукоположении исходят не от человеков-«столпов», а от Бога-Отца, Бога-Духа Святого и Бога-Сына – Иисуса Христа через Его Тело-Невесту – Церковь!

Почему было решено возложить руки на Варнаву и Савла? Ведь, если в тексте Деян. 6:6 для возложения рук имелся пример Моисея, который «устами к устам» говорил с Богом и глазами видел Его, так и Апостолы говорили со Христом и видели Его, то здесь, в тексте Деян. 13:1-3, не было никого подобного, кто мог бы на этом основании возложить руки. Почему же в этой церкви не побоялись совершить рукоположение не руками Апостолов и не руками других рукоположенных братьев?! (Кстати, мы нигде не находим в Слове Божьем, чтобы Апостолы были рукоположены Христом. Сегодня доказывающие свое рукоположение от Апостолов говорят, что когда Христос возносился, то поднял руки и благословил стоявших перед Ним Апостолов. Но поднятие рук – не есть возложение рук. Другие из них говорят, что это случилось, «когда Он дунул на апостолов», но и дуновение не есть возложение рук)...

Апологеты епископального управления объясняют это так: «Церковь в Антиохии не призвала апостолов или других «высших» братьев, потому что им так сказал сделать Дух Святой!». В своих интересах лукавый человек может многое объяснить словами: «так повелел Дух!», но лучше всегда обращаться к Слову Божьему, потому что в Своем Слове Дух Святой сказал уже давно!.. Вероятной причиной и примером для возложения рук Антиохийской церковью на Варнаву и Савла могло быть место из ветхозаветного Священного Писания о том, как возложили «сыны Израилевы руки свои на левитов» (Числ. 8:10, 20). На левитов возложили руки не Моисей, не Иисус Навин, не священники, не первосвященники, а обыкновенные «сыны Израилевы».

Церковь в Антиохии могла так поступить по той причине, что сегодня она замещает Христа на Земле, являясь Его представителем... Конечно же – всё это верующие не могут делать без Бога: Отца, Сына и Духа Святого. На основании сказанного выше и на основании Слова Божьего о том, что Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), а также «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф. 18:18), в духовных вопросах церкви даны все полномочия представлять Христа на Земле! Представлять Христа, значит действовать от имени Христа по Его поручению для претворения в жизнь Его интересов. Церковь и Христос отождествлены, то есть нераздельно соединены между собой в духовном мире. Слово Божие говорит, что Церковь – это тело Его (1 Кор. 12:27; Еф. 1:22-23).

Поэтому власть рукополагающему возложить руки от имени церкви дает не «высокий столп», а поместная церковь. Рукополагающий является только проводником, через которого по молитве церкви, Бог посылает Свои благословения избранному служителю. Никакие ни «благодатная сила», ни власть, ни дары не передаются во время возложения рук от одного человека к другому. Рукоположение – это особая молитва церкви над избранным служителем во время его поставления/посвящения на служение. В это время «меньший благословляется бОльшим» (Евр. 7:7): не бОльшим человеческим «столпом», а Тем, больше Которого нет никого, то есть Богом! При возложении рук по просьбе церкви передаются от Бога благословения на то служение, на которое человека избрала церковь. Руки рукополагающего – это руки членов поместной церкви!

Ученики в Антиохии на плохом примере духовных лидеров Израиля (первосвященников, священников, фарисеев, книжников и др.), которые, несмотря на то, что имели преемственность, отвергли Христа и распяли Его, поняли, что главными действующими лицами для Бога при возложении рук являются не духовные «столпы», а церковь Иисуса Христа!..

Два исследованных нами места (Деян. 6:6 и Деян. 13:3) являются фундаментом на котором стоит все новозаветное учение о возложении рук, потому что в следующих трех местах разговор пойдет о возложении рук апостолом Павлом, которого самого рукополагала поместная церковь в Антиохии без всякой преемственности и без посредства вышестоящих рукоположенных «столпов». Павел не мог поступать вопреки учению Христа. Если принять во внимание, что сегодня на Земле нет Апостолов, которые были «во время, когда пребывал... Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова, до того дня, в который Он вознесся» и были свидетелями Его воскресения (Деян. 1:21,22), и которые возложили руки на семерых избранных Иерусалимской церковью братьев, то фундаментальным останется только одно место Нового Завета, на котором строится все новозаветное учение о возложении рук на избранных служителей – это текст Деян. 13:1-3, где говорится о рукоположении Варнавы и Савла на дело, на которое призвал их Дух Святой.

Сегодня служителей также призывает Дух Святой – Дух Христов! Каким образом? Когда вся поместная церковь решает: «Нам нужен пресвитер (или два, или три)», «нам нужен еще один диакон» или «необходимо послать благовестника в Украину (в Молдавию, в Африку)» и т. д., то это и есть призыв или голос Духа Святого – Духа Христова, находящегося в каждом члене церкви! Церковь начинает поститься, молиться и присматриваться к братьям – кому Дух Святой дал необходимые дары для того или иного служения? Члены церкви подают свои предложения секретарю поместной церкви и потом они тайным голосованием выбирают необходимого служителя. Почему тайным голосованием? Чтобы никто и ничто извне не влияло на свободу совести членов церкви.

Если мы обратимся к Слову Божьему и вспомним – кто возлагал руки на самого Павла, то увидим, что это сделали простые проповедники Антиохийской церкви, избранные для этого церковью. Эти проповедники не были Апостолами и были, как мы убедились раньше, по своему служению не выше Варнавы и Савла. На основании чего мы делаем вывод о том, что тех, кто будет возлагать руки на Варнаву и Савла, избрала поместная церковь в Антиохии? Будучи учениками кроткого и смиренного Христа, рукополагающие не были выскочками, так что только церковь могла поручить им возложить руки на Варнаву и Савла. Если такой порядок был при возложении рук на Павла и Варнаву, то и они сами соблюдали этот порядок в дальнейшем.

Здесь следует указать, что исследуемый нами текст говорит о рукоположении пресвитеров в только что образованных Павлом и Варнавой церквах. Поэтому в каждой из этих церквей Варнаву и Павла в качестве рукополагающих избирала та церковь, в которой происходило рукоположение пресвитера. Будучи образованны Павлом и Варнавой, эти церкви были уверены в том, что через этих братьев действует Господь, что они являются искренними верующими, живущими по духу и они не будут препятствием для Господа в ниспослании благословений избранному церковью служителю!

Желание возлагать руки может быть и у непригодного для этой цели человека, каким был, например, Симон–волхв. О нем Петр сказал: «Сердце твое не право пред Богом... вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:21,23). Таковых нельзя допускать ни до рукоположения, ни до какого-либо другого служения в церкви. Рукоположенных, потерявших свое достоинство в результате греховности, церковь не должна допускать к рукоположению своих избранных служителей, потому что это не будет благословением для церкви.

Пресвитеров в каждой церкви избирали не Павел с Варнавой, а церковь, потому что согласно Слову Божьему (1 Тим. 3:1-12 и Тит. 1:5-10) у служителя должны быть такие духовные качества, что нужно не один год хорошо знать жизнь человека, включая его поведение не только в церкви, но и в семье, на работе и в обществе. Поскольку об этом могли знать только члены церкви, пресвитеров избирала сама эта церковь и притом «из среды себя... изведанных» (Деян. 6:3).

Четвертое место из Нового Завета, связанное с возложением рук, – 1 Тим. 4:14 – говорит: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». В подлиннике оно выглядит иначе: «Не оставляй в пренебрежении дарование, что в тебе, которое тебе дано через пророчество с возложением рук пресвитеров». И пятое, последнее место – 2 Тим. 1:6 - утверждает: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение». С греческого оно переведено так: «Напоминаю тебе возгревать дарование Божие, которое в тебе через возложение рук моих». 

Возложение рук на Тимофея, записанное в этих текстах, имело место не при поставлении/посвящении его на какое-то служение. Если предположить, что «дар Божий» был дан во время рукоположения Тимофея Павлом на какое-то служение, например, благовестника, то на каком основании церковь избрала Тимофея на служение благовестника? Ведь у человека должны быть все признаки обладания соответствующим даром Святого Духа прежде его избрания и рукоположения! После избрания служителя ему уже не дается никакого дара – дар на определенное служение должен быть и проявиться у брата до его избрания. Церковь, увидев этот дар, избирает его на труд в церкви. После избрания, во время поставления на служение, по молитве церкви избранному посылается помощь свыше для этого служения. Здесь же получается, что Тимофея уже избрали на какое-то служение, а потом во время рукоположения у него появился дар? Может быть, его избрали не на то служение? Может быть Духу Святому угодно было иметь Тимофея на другом служении?! Однозначно – Тимофей получил какой-то дар не во время его рукоположение при поставлении/посвящении на служение!

Богословы Далласской Теологической Семинарии в своих комментариях на этот текст пишут: «Не следует искать тут намеков на то, как именно даются духовные дары, и тем менее на то, что самый ритуал рукоположения есть средство низведения благодати».

Сторонники епископальной формы управления церквью, в том числе – и во многих Евангельских церквах, считают, что вышестоящий передает нижестоящему «по сану» духовное дарование. Например, они говорят, что Павел передал Тимофею «дар евангелиста или благовестника» при посвящении его на служение. Тогда непонятно – по каким признакам церковь избрала Тимофея на служение благовестника?! Или церковь избирает себе бездарных служителей, а потом – во время рукоположения им дается дар?! К тому же – неужели дарование Тимофею дал Павел? Значит ли это то, что Павел, как и кто-либо другой, возлагающий руки, может указывать Духу Святому: кому и какой послать дар?! Нет – источник дарования – Бог, как и написано: «дар Божий» (2 Тим.1:6) и Он посылает Свои дары «как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

Дух Святой дает всем верующим духовные дары «для созидания тела Христова», то есть – для созидания церкви (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:1, 7-11; Еф. 4:12). В какой момент Он дает дары, мы не знаем. Это может происходить подобно сошествию Духа Святого:

а) без возложения рук – как было в день Пятидесятницы, когда ученики «все... были единодушно вместе» или в случае с ефиоплянином, который также получил Духа Святого без возложения на него рук (Деян. 8:39);

б) при возложении рук, так например, в случае с самарянами, которые, когда Петр и Иоанн «возложили на них руки... приняли Духа Святого» (Деян. 8:17).

Одним словом, дар Святого Духа может даваться уверовавшему при разных обстоятельствах. Например, Корнилию, его родственникам и друзьям он был дан без возложения рук (Деян. 10:45,46), а ефесяне получили его при возложении рук (Деян. 19:6).

Церковь, видя в члене церкви дар, необходимый для совершения какого-то служения, избирает его и поставляет на это служение. По сути это делает Христос, находясь Духом Своим в каждом члене поместной церкви! После этого, церковь с постом и возложением рук на избранного служителя совершает молитву о ниспослании её избраннику особой мудрости, силы, защиты и других благословений, необходимых при выполнении им своих обязанностей в его служения этой церкви.

Вероятней всего, дар Божий был дан Тимофею, когда после крещения очередной группы уверовавших от благовестия Павла и Варнавы в г. Листра (Деян. 14:6), когда на них возлагали руки, как это делается и ныне в наших церквах при благословении только что крещенных. На них возлагало руки «священство» (1 Тим. 4:14), то есть, как в переводе c греческого: «пресвитеры». Конечно же в молитве благословения только что крестившихся участвовал и Павел. Среди крестившихся был и Тимофей. Руки Павла находились на голове Тимофея и во время возложения рук на крещаемых с молитвой церкви о благословении их на ученичество во Христе, Тимофей и получил некоторое дарование. Потому Павел пишет Тимофею: «Напоминаю тебе возгревать дарование Божие, которое в тебе через возложение рук моих». Выражение «с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14) не значит, что Тимофея в это время возводили в ранг какого-то «священства», потому что Слово Божие каждого верующего называет священником (1 Пет. 2:9). 

Итак, что такое рукоположение и что происходит во время рукоположения?!

Во время рукоположения происходит особая молитва поместной церкви Господу с просьбой благословить избранного ею служителя на дело, которое ему поручается церковью. Рукополагающий – это проводник благословений Господа при молитве церкви и потому этот брат должен быть чист от греха, потому что святой Бог не может действовать через грешника, ибо «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?»

С момента рукоположения благословенный служитель начинает совершать все возложенные на него обязанности...

P. S. Как видим из данного материала – Слово Божие не возводит в ранг закона рукоположение только вышестоящим рукоположенным и не говорит, что высокий рукоположенный «столп» – это носитель и даятель благодати и духовных даров, а также является передатчиком руководящих полномочий. Во время жестоких гонений на Церковь или в других экстремальных условий для верующих,  верующие должны знать, что Христос, Который хочет, чтобы все люди спаслись и чтобы врата ада не одолели Церковь, предоставляет для верующих много свободы в том числе: не вышестояшим и не рукоположенным совершать рукоположение по решению поместной церкви, как это было в Антиохии; не вышестояшим и не рукоположенным крестить уверовавшего, как это сделал просто «один ученик, именем Анания», которому, кстати, Господь крестить и не говорил (Деян. 9:10-17,18), а также как это делал не Апостол Филипп, крестивший Ефиоплянина (Деян. 8:1, 4, 5, 36-38). Подобным образом разрешается совершать все таинства и все служения церкви (Деян. 1:16; 2:41, 46; Еф. 1:23; Мф. 18:18). Вспомните повествования о заключенных верующих, совершавших по-двое Вечерю в лесу, используя в качестве вина – выжатый из ягод сок и используя хлеб, взятый из тюремной столовой. Чашу также делали из кусочка хлеба...

Из книги «За веру Евангельскую» по адресу: 

https://ogornem.blogspot.com/p/blog-page_197.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

наверх